Владимира Путина в регионах понимают по-разному

Слова Владимира Путина о праве граждан высказать несогласие местные власти восприняли по-разному. Митинг в Москве был жестоко подавлен, в Петербурге и Владивостоке несогласных не тронули
И.Грибовская

«Надеюсь, что <...> будет сделано по уму: с правом граждан выразить свое несогласие с политикой властей по тем или другим вопросам, – заявил в субботу премьер Путин, отвечая на вопрос музыканта Юрия Шевчука о том, будет ли разогнан петербургский марш несогласных. – Если я вижу, что люди вышли не просто чтобы «побазарить» и попиарить себя, а что-то говорят дельное <...> что же здесь плохого, спасибо надо сказать». Но регулировать право проведения таких акций должны местные власти, добавил премьер.

В Москве на Триумфальную площадь, по наблюдению корреспондента «Ведомостей», вышло около 600 человек, задержания ОМОНом начались сразу после начала акции. В отделениях милиции оказалось 135 человек, сообщил представитель столичного ГУВД. Милиция действовала жестче, чем обычно. «Мужчин и женщин менты при задержании били, выкручивали руки, матерились. С мужика слетели очки – их растоптали», – отмечает в Twitter член движения «Солидарность» Олег Козловский.

Акция, как и ранее, не была санкционирована столичными властями, вместо нее на Триумфальной площади концерт устроили прокремлевские молодежные движения «Молодая гвардия» и «Россия молодая». Площадь с утра была оцеплена милицией и солдатами внутренних войск, привезли поливальные машины.

Сходная судьба постигла и одну из акций в Петербурге: в ходе несанкционированного митинга у Гостиного Двора ОМОН задержал несколько десятков активистов запрещенной НБП и РНДС Михаила Касьянова. По сообщению одного из нацболов, он и его соратники пытались цитировать милиции Путина – те в ответ напомнили слова его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, что заявление премьер-министра нельзя воспринимать как разрешение на проведение акций в защиту свободы слова или маршей несогласных, разрешать могут только местные власти.

Разогнана была и акция в Кемерове. В Новосибирске и Владивостоке митинги оппозиции состоялись, причем во втором случае он также изначально не был санкционирован. Спокойно прошла вторая оппозиционная акция в защиту 31-й статьи на Дворцовой площади в Петербурге: собралось около 500 человек, люди читали в громкоговоритель стихи, многие держали экземпляры Конституции. Впрочем, не разгоняли власти и предыдущую такую акцию, хотя обе не согласовали.

По мнению правозащитника Льва Пономарева, заявления Путина делались больше для красивой телевизионной картинки: сегодняшние разгоны никто по телевизору не покажет.

«Есть четко прописанная законом процедура подачи уведомления, и надо смотреть, как были оформлены необходимые документы», – говорит председатель Мосгордумы единоросс Владимир Платонов. По его словам, некорректно приписывать столичным властям попытку ослушаться премьера, он ведь говорил именно о необходимости соблюдать закон.