Эр-Рияд обеспокоен близостью АЭС «Бушер» к своим границам

Представитель МИД Саудовской Аравии призывал Россию использовать свое влияние, чтобы переместить реактор на берег Каспийского моря.
AP

Дата: 2009-01-28 15.03.00

Источник: Посольство в Эр-Рияде

Классификация: Секретно

S E C R E T SECTION 01 OF 02 RIYADH 000181

SIPDIS

E.O. 12958: DECL: 01/27/2019

TAGS: PARM PREL MARR MNUC IR SA RU

Тема: Саудиты обмениваются мнениями с российским послом по вопросу о ядерных планах Ирана

Гриф секретности определил: советник по политическим и военным вопросам Скотт Макги

Основание: 1.4 (b, d)

1. (C) КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И КОММЕНТАРИЙ: посол Нидерландов Рон Стриккер, посол России Виктор Гибинвиш (человек с такой фамилией в посольстве Российской Федерации в Саудовской Аравии не работает и не работал, в описываемое время должность Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в России и Саудовской Аравии занимал Виктор Кудрявцев. – «Ведомости») и советник по политическим и военным вопросам посольства в Эр-Рияде Скотт Макги встретились 25 января с доктором принцем Турки аль-Кабир, заместителем министра иностранных дел по вопросам многосторонних отношений — для совместного дипломатического шага по Глобальной инициативе по борьбе с актами ядерного терроризма (ГИБАЯТ). Встреча превратилась в острый обмен мнениями между послом России и принцем Турки по вопросу ядерных амбиций Ирана. Принц Турки предупредил, что, если Иран попытается произвести ядерное оружие, другие страны Персидского залива будут вынуждены сделать то же самое или разрешить размещение ядерного оружия в Персидском заливе в качестве меры сдерживания против Ирана. Турки затем демонстративно потребовал, чтобы США держали официальных лиц Саудовской Аравии в курсе относительно планов США по Ирану.

2. (C) Принц Турки не принимает решения, но он является надежным источником, высказывающим официальную точку зрения Саудовской Аравии. Большая часть того, что он сказал, не ново, хотя ранее мы еще не слышали столь явно выраженного желания Саудовской Аравии видеть размещенное в странах Персидского залива ядерное оружия как сдерживающую меру в отношении Ирана. Свою обеспокоенность тем, что Соединенные Штаты будут вести «большой торг» с Ираном без консультаций с Саудовской Аравией, он неоднократно высказывал в последнее время.

Конец краткого содержания и комментария.

3. (C) Выслушав краткое выступление посла Стриккера о предстоящем июньском пленарном заседании по ГИБАЯТ, доктор Турки обратился к послу Гибинвишу, сказав: «В этой связи нас интересует больше всего, как добиться от нашего соседа перемен в вопросе обогащения урана». Иран необходимо убедить вступить в диалог по этому вопросу, продолжил он, отметив, что Саудовская Аравия также обеспокоена ядерным реактором российского производства в Бушере. Утечка с этой АЭС способна привести к экологической катастрофе в Саудовской Аравии. Он указал, что АЭС находится менее чем в 300 километрах от берегов Саудовской Аравии, через Залив.

4. (C) Посол Гибинвиш смог сказать только: «Конечно, я согласен!» Затем принц продолжал: «Выбранное расположение очень опасно! Не только для нас, но и для мировой экономики!» Он настоятельно призвал Россию использовать свое влияние, чтобы реактор был перемещен в другое место, посевернее, на берег Каспийского моря, что было бы гораздо лучше, так как там есть вода для охлаждения реактора, а горы станут препятствием для того, чтобы в случае утечки она распространилась в южном направлении. Возможно, еще более тревожащим, сказал он, является стремление Ирана к обогащению урана.

Он пояснил, что, если Иран попытается изготовить ядерное оружие, другие страны в регионе Персидского залива будут вынуждены сделать то же самое или разрешить размещение ядерного оружия в Заливе в качестве сдерживающего фактора в отношении Ирана.

5. (C) Посол Гибинвиш ответил, что желание Ирана заниматься обогащением урана вызывает у него опасения, что эта страна может быть атакована Израилем или США, а также является признаком попытки Ирана установить свое «превосходство» в регионе. Принц Турки вставил: «Мы не можем согласиться с иранским превосходством в регионе. Ядерная энергетика — о’кей, с нашей точки зрения, но не обогащение урана». Он сказал, что перспектива обогащения урана Ираном вызывает тревогу относительно мотивов этого: «Оно им не требуется!»

6. (S) Посол Гибинвиш отметил, что «некоторые эксперты в России считают, что у Ирана будет бомба через 10-15 лет». Россия, по его словам, также обеспокоена этим и намерена «выдвинуть инициативы» в отношениях с Ираном. Россия надеется подробнее обсудить этот вопрос с Саудовской Аравией в ближайшем будущем. Он сказал, что «важная делегация» приедет в Эр-Рияд примерно через два месяца, чтобы обсудить этот вопрос с руководством Саудовской Аравии. Принц Турки заявил, что приветствует предстоящий визит российской делегации, подчеркнув, что «мы должны вместе работать над тем, чтобы заставить их отказаться от своих усилий по приобретению ядерного оружия». Израиль тоже, по его словам, «необходимо убедить отказаться от своего ядерного арсенала». «Вы имеете дело с ними, у вас есть возможность повлиять на них. Вот почему я поднимаю этот вопрос в разговоре с вами». Посол Гибинвиш пообещал «сделать все, что можно». «Но иранцы - трудные партнеры», - сказал он. В это время принц Турки обратился к советнику по политическим и военным вопросам, который на мгновение перестал делать записи. Принц Турки сказал: «Пожалуйста, запишите это. Мы должны быть в курсе всего, что обсуждается с иранцами! При любых переговорах с иранцами следует принимать во внимание интересы Саудовской Аравии, в противном случае мы не сможем принять ваш подход к данному вопросу. Нам обо всем следует рассказывать — заранее! Обо всем, что вы собираетесь сказать».

Ранделл