Партия прогресса Алексея Навального проведет в воскресенье очередной съезд

Суд признал законным отказ Минюста допустить на выборы Партию прогресса. Но это еще не означает, что сторонников Алексея Навального на выборах не будет, полагают эксперты
Алексей Навальный намерен привести свою партию на выборы, несмотря на все запреты/ М. Стулов/ Ведомости

Партия прогресса проведет в воскресенье съезд, на котором изберет новый центральный совет. Это произойдет, несмотря на то что вчера Замоскворецкий райсуд Москвы признал законным отказ Минюста включить организацию в список партий, допущенных к выборам.

Партия привыкла к препонам и была готовы к такому решению суда, сказал «Ведомостям» Алексей Навальный, именно поэтому первым среди требований на организуемом 1 марта «антикризисном марше» станет допуск к выборам: «Речь идет уже не о честных выборах, а хотя бы о допуске - партия власти понимает, что мы можем получить значительное представительство». Переучреждать партию Навальный не собирается и рассчитывает на одномандатных кандидатов и коалицию, в частности с «РПР-Парнасом», которая вправе участвовать в думских выборах без сбора подписей. Однако он не исключает, что это право у них могут отнять, а на выборах в Госдуму власти реализуют сценарий выборов в Мосгордуму, оставив лишь «демонстративных кандидатов».

Проводить съезд партии необходимо по закону, напоминает Навальный: «Партия прогресса сформировалась как политическая единица, и во всех коалиционных соглашениях мы являемся лидирующим партнером, но нас боятся и поэтому не пускают на выборы». Сопредседатель «РПР-Парнаса» Борис Немцов к коалиции готов, но тоже не уверен, что у них сохранится возможность выдвигать кандидатов без сбора подписей.

Центральный совет партии изберут путем электронного голосования, в котором примут участие все члены партии. После этого делегаты проголосуют за тех, кто получил большинство, - это необходимо, поскольку в законодательстве не предусмотрено электронное голосование, поясняет пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш.

По словам юриста Дмитрия Крайнева, представлявшего интересы партии в суде, на заседании прокурор установил, что на регистрацию отделения Минюст оставляет четыре с половиной месяца, поскольку еще полтора месяца занимает ознакомление ведомства с документами. Претензии Минюста к Партии прогресса состояли в том, что она зарегистрировала 25 отделений за пределами установленного законом срока в шесть месяцев. «Мы-то в срок уложились, но Минюст выдал свои решения уже после шести месяцев, что на суде ведомство подтвердило», - говорит Крайнев. По его мнению, «из логики заявлений ведомства» следует, что Минюст в ближайшее время может ликвидировать партию, сославшись на п. 6 ст. 15 закона «О политических партиях»: если партия в течение шести месяцев не представит копии документов о регистрации региональных отделений не менее чем в половине регионов, то данные о ней исключаются из ЕГРЮЛ.

В прошлом году существовало расхождение между федеральным руководством Партии прогресса и ее представителями в регионах, говорит политолог Александр Пожалов: после того как активисты коалиции «За Москву» не смогли собрать подписи на выборах в Мосгордуму, Навальный призвал бойкотировать выборы, а его сторонники в регионах, напротив, старались в них активно участвовать. Политолог отмечает, что сейчас партия пытается реанимировать содержательную сторону своей программы с учетом социально-экономической ситуации, так как в последние полгода они продвигали антикоррупционную тематику.

Перед Партией прогресса могут сохранить барьер, считает политолог Михаил Виноградов, но есть и другой вариант: «В последний момент перед думскими выборами допустить их, партия окажется не готова, а потом сказать, что им дали возможность, но они никак себя не проявили». По его словам, ограничения отменят, если власти решат делать акцент на легитимности выборов, ведь Навальный говорит вещи, не раздражающие значительную часть аудитории, и прикидывает возможность борьбы не только за антивластного, но и за провластного избирателя, как это произошло на выборах мэра Москвы. «А эта ситуация для власти не очень комфортна, поскольку для нее лучше, чтобы оппозиционные партии боролись друг с другом», - резюмирует Виноградов.