Горбачев: США были против превращения СССР в сильную демократию

undefined

Путч 1991 г. не был одномоментным явлением, заявил «Интерфаксу» бывший президент СССР Михаил Горбачев. По его словам, до путча были неоднократные «попытки сорвать процесс перестройки, помешать демократизации всей политической системы», он эти попытки видел и принимал меры для их провала.

После Октябрьской революции, по мнению Горбачева, «Союз зародился потому, что он был нужен всем» и он не был навязан. Союз помог республикам развиться, и в годы перестройки стало понятно, что центр перестал справляться с управлением республиками, «возникли противоречия и что старая форма Союза уже не отвечает потребностям страны». Он считает, что тогда назрела реформа, децентрализация Союза, но не его разрушение.

Горбачев напомнил, что летом 1991 г. намечалось подписание нового Союзного договора, который реформировал бы СССР, и этого боялись «консервативные и антидемократические силы». Он рассказал, как серьезно готовилась экономическая антикризисная программа и сколько человек в ней участвовали, что программу и проект договора поддерживали все республики, включая Прибалтику. «Только дураки могли все это сорвать», - отметил он. Противники реформ понимали, что «завтра будет поздно», но он тогда не верил, что будет сделана попытка все это сломать. Когда все документы были подготовлены, он решил уехать в отпуск в Крым, чтобы привести в порядок нервы после серьезного напряжения и многомесячной работы. В тот период, по его словам, он был твердо убежден, что «кому надоела демократия, кто против обновления страны, тот должен уходить», и он был уверен, что сможет «дать по зубам» всем, кто против изменений и перестройки. Ошибкой он считает то, что его уверенность переросла в самоуверенность.

Путч он считает антиконституционным заговором.

Сообщения, что ЦРУ на основе наблюдений сделало вывод о возможности переворота в СССР и что США Горбачева об этом предупредили, он назвал небылицей. В августе 2011 г. он же говорил на пресс-конференции: «Говорят, Горбачев знал, а как ему было не знать... Откуда только не звонили мне, не предупреждали: путч, путч, путч... Мое окружение... Самое главное, было не довести до крови большой... И мы избежали. Гражданская война могла бы быть» (цитата по «РИА Новости»).

Горбачев рассказал, что на Западе не все поддерживали его тогдашний курс на демократизацию. «Мы проиграли со временем, мы не успели начать серьезные процессы реформирования политической и экономической системы страны, реформирования самой системы управления», - признал он. Он вспомнил,что в июле 1991 г. на встрече G7 в Лондоне он говорил, что СССР нуждается в инвестициях для реформ, но западные лидеры «не пошли на серьезные шаги». Он считает, что они «не хотели, чтобы СССР стал мощным демократическим государством» и появилась угроза доминированию США. «А потом они откровенно сделали ставку на Бориса Ельцина, их цель была та же - не допустить, теперь уже в России, создания мощного демократического государства, - добавил Горбачев. - Вспомните, когда Союз распался, какова была реакция Запада на это трагическое событие? Они говорили: «это же сам бог нам послал». И когда Россия лежала на лопатках, президент США откровенно аплодировал тогдашнему российскому руководству».

По мнению бывшего советского лидера, США продолжают такую политику. «В свое время я американцам говорил: вы пытаетесь навязать людям разных стран свою демократию, развозите ее, как кофе в пакетиках, а надо дать людям сделать свой выбор», - напомнил он. Но, по его оценке, даже демократически избранному президенту Обаме не удалось изменить этот курс, хотя Горбачев усомнился, что Обама этого хотел.