Космические технологии помогают школьникам сделать осознанный выбор своего жизненного пути

Космические технологии, в частности, дистанционное зондирование Земли из космоса (ДЗЗ), имеют колоссальное значение в учебном процессе средней школы. Дело в том, что перед многими выпускниками средней школы остро стоит проблема осознанного выбора своей будущей профессии, проблема поступления в тот или иной вуз. В этом смысле использование космических технологий и космической информации в учебном процессе, внедрение в учебный процесс технологии приема и обработки космической информации дает уникальный шанс для знакомства на информационном уровне с возможностями множества различных профессий, получить ясное представление о наукоемких информационных технологиях, используемых в строительстве, гидрометеорологии, географии, геологии, лесном хозяйстве, водном хозяйстве, сельском хозяйстве, экологии, картографии, сейсмологии, океанологии, а в результате сделать вполне осознанный выбор будущей профессии.

В Финансовом университете при Правительстве РФ под научным руководством профессора кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Шахраманьяна М.А. разработаны учебно-методические материалы по использованию данных дистанционного зондирования Земли из космоса в учебном процессе и проектной деятельности общеобразовательных организаций. Данные учебно-методические материалы обобщены в монографии Шахраманьян М.А., Рихтер А.А. « Направления проектных работ в области космического экологического мониторинга и трехмерного моделирования (3 место на VI международном конкурсе на лучшую научную и учебную публикацию «АКАДЕМУС») и в монографии Шахраманьян М.А., Тюхов И.И.. Ващенкова Н.С. «Космические образовательные технологии: инвестиции в будущее (победитель в V международном конкурсе «Университетская книга-2010» в номинации «Лучшее учебное издание в новых областях знаний»)

Космическая информация имеет ключевое значение (в силу яркой наглядности и обзорности) при решении проблемы экологического воспитания подрастающего поколения, особенно на примерах, связанных с сильным загрязнением поверхности Земли, воздушной и водной среды, выбросами отравляющих веществ и отходов промышленных и энергетических предприятий, в том числе и нефтегазового комплекса. Загрязнение окружающей среды напрямую связано с ухудшением здоровья людей, а значит, и со здоровьем самого обучаемого и его близких, и тем самым у обучаемого подспудно формируется стремление к поиску экологически чистых источников энергии, например, Солнца и ветра.

Наглядность информации, получаемой с помощью космического мониторинга в режиме реального времени, позволяет эффективно использовать это качество при изучении различных дисциплин. Например, при изучении географии запоминание названий населенных пунктов и их местоположение на географической карте будет гораздо более эффективным, если космический снимок с выделенными очагами крупных лесных пожаров или разливов рек будет расположен вблизи населенных пунктов, для которых пожары представляют определенную опасность.

На уроке географии в одной из московских школ учительница показала космическое изображение Черного моря с распределением поля температур водной поверхности, полученное в школе в режиме реального времени При этом были обнаружены температурные скачки на водной поверхности Черного моря, и учащимся была поставлена такая задача: объяснить, чем вызваны эти аномальные колебания температуры. Ученики высказали смелую гипотезу: причина – в тектонических разломах, скрытых на дне моря, которые генерируют мощные газовые потоки, приводящие к аномалиям в распределении температуры водной поверхности. Это предположение подтверждается исследованиями ученых и специалистов. Такой пример использования космических технологий наглядно иллюстрирует развитие у подрастающего поколения исследовательских начал, умения формировать научные гипотезы и проверять их достоверность.

На уроках основ безопасности жизнедеятельности, используя технологию выделения на космических снимках в пожароопасный период множества очагов лесных пожаров со шлейфами дыма и рассчитывая экономический ущерб, можно сформировать у обучаемых бережное отношение к лесу, особенно в пожароопасный период.

Внедрение в учебный процесс технологии получения экологически чистой энергии за счет преобразования энергии Солнца позволит обучаемым на уроках физики более эффективно усваивать учебный материал и сформировать правильное «энергетическое» мышление, связанное с энергосбережением и энергетикой будущего. С помощью предлагаемой технологии обучаемым легче вникнуть в причины, которые не позволяют в настоящий момент заменить углеводородную энергетику на энергетику возобновляемых источников (низкий коэффициент полезного действия, высокая себестоимость и так далее), понять, что эти причины имеют временный характер, что научно-технический прогресс в различных направлениях науки и техники, особенно в области нанотехнологий, в недалеком будущем обязательно устранит эти причины (возможно, и с участием обучаемого), и, следовательно, необходимо уже сейчас по-серьезному относиться к возобновляемой энергетике как важнейшей составляющей энергетики будущего. Ниже представлены космические снимки, иллюстрирующие некоторые возможности ДЗЗ

Предлагаемый проект может заложить хорошую основу для развития международного сотрудничества в области внедрения новых образовательных технологий в различных странах мира, в частности, российско- китайского сотрудничества, с учетом того, что прием и обработка космических изображений Земли может производятся с российских и китайских космических аппаратов.

Михаил Шахраманьян, профессор кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Другие пресс-релизы