Статья опубликована в № 2773 от 19.01.2011 под заголовком: Сети нашли дефицит

Российский рынок торговой недвижимости ожидает резкий дефицит

Кризис прошедших лет сделает новые торговые площади дефицитом в 2011–2013 гг. Ритейлерам придется строить самостоятельно либо корректировать планы развития

Российский рынок торговой недвижимости в 2012–2013 гг. ожидает серьезный спад: в 2008 и 2009 гг. девелоперы не рисковали начинать строительство новых объектов, а сейчас заканчивают те, что были заложены еще до кризиса, говорит ведущий консультант Cushman & Wakefield Виктор Розенберг. «Практически отсутствуют проекты торговых центров со сроком ввода в следующие два года, а новые проекты строительства не заявляются», – соглашается руководитель департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила.

В 2009 г. в Москве было введено около 500 000 кв. м торговых площадей, а в 2010 г. – уже порядка 450 000 кв. м, подсчитал исполнительный директор «Магазин магазинов в ассоциации с CBRE» Дмитрий Бурлов. В этом году, по его прогнозам, ввод новых площадей составит 300 000 кв. м, в 2012 г. – около 150 000 м. В этих условиях, считает Розенберг, цены на недвижимость будут расти.

Ритейлеры уже ощутили дефицит предложения новых площадок под магазины, говорит директор по связям с инвесторами сети «М.видео» Денис Давыдов. В прошедшие годы компания открывала магазины на площадях, которые освобождали другие ритейлеры, например «Мир» или «Арбат престиж», продолжает он. «В 2011 г. нехватка площадей продолжится, так что компания не заявляет агрессивных планов – будет открыто 30–40 магазинов», – резюмирует Давыдов. Нехватку новых торговых площадей заметили и в сети «Эльдорадо». Компания была вынуждена скорректировать планы по открытию в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах после пересмотра своих требований по качеству и размещению помещений, сказал вице-президент по связям с общественностью «Эльдорадо» Павел Олиянчук.

«Львиная доля ритейлеров будет ждать, пока девелоперские проекты не воскреснут, потому что сами они строительством не занимаются – это не их основной бизнес. Для крупных игроков, способных самостоятельно покупать землю и строить, собственные проекты станут спасением», – считает Бурлов.

«Магнит», крупнейший по числу магазинов российский продуктовый ритейлер, так и собирается действовать. «Гипермаркеты мы преимущественно строим сами, сейчас из 51 только четыре расположены на арендованных площадках», – говорит директор по связям с инвесторами «Магнита» Олег Гончаров. В этом году, по его словам, ритейлер намерен удвоить число гипермаркетов, открыть около 800 дискаунтеров и четыре дистрибуционных центра, потратив на них в общей сложности около $1,5 млрд. В первом полугодии 2010 г. «Магнит» потратил на аренду $120 млн, или 22,6% от общего объема основных расходов компании. У X5 Retail Group за тот же период – 16,6%, или $171,3 млн.

Auchan, которая большей частью открывает магазины на арендованных площадях, также готова строить гипермаркеты сама и даже покупать здания у конкурентов. Представитель сети Мария Курносова говорит, что компания «рассматривает все возможности». Она соглашается, что «качественные торговые площадки под супер- и гипермаркеты в 2011–2012 гг. найти будет сложно, в силу того что кризис 2008–2009 гг. замедлил темпы развития торговой недвижимости».

Петербургская сеть «О’кей», которая в конце прошлого года привлекла более $170 млн на IPO, планирует потратить на экспансию в 2011 г. около 3,5 млрд руб. и открыть 11 гипермаркетов и 15 супермаркетов, сообщил «Ведомостям» представитель «О’кей». Причем весомая часть новых гипермаркетов – до семи объектов – будет работать на арендованных площадях, пишет в обзоре аналитик ВТБ Мария Колбина.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать