Верхний Марэ стал лидером роста цен на жилье среди районов Парижа

За последние пять лет квартиры здесь подорожали на 35-40%, хотя в среднем по Парижу жилье выросло в цене за этот же срок всего на 25%
Jacques Brinon/ AP

Некогда заброшенный и обветшалый парижский район Верхний Марэ (III округ Парижа) переживает бум популярности. Квартиры здесь дорожают буквально на глазах: за последние пять лет кв. м в Верхнем Марэ вырос в цене на 35-41%, в то время как в среднем жилье в Париже за тот же период подорожало только на 25%.

"Еще пять лет назад никто не хотел жить в Верхнем Марэ, а теперь все стремятся именно сюда", - удивляется Николя Вибо, риэлтор из агентства недвижимости Daniel Féau, чей офис находится неподалеку от Рю де Бретань - главной улицы района.

Нотариус Тьерри Делсаль говорит, что за последние пять лет метр в типичной парижской квартире вырос на четверть до $11 367, но в Верхнем Марэ цены за то же время подскочили на 35-41% до $16 523 за кв. м в квартале Аршив (Archives), что находится между улицами Пуату и Фран-Буржуа.

Исторически в XVII-XVIII вв. в Верхнем Марэ селилась французская знать. После аристократов осталось множество величественных домов, которые во Франции называют hôtels particuliers, или "частный особняк". Впоследствии многие дома знати обветшали, эти помещения заняли мелкие фабрики и мастерские. В 1977 г. в соседнем IV округе открылся Центр Помпиду, а в 1985 г. в одном из особняков Марэ заработал музей Пабло Пикассо. Верхний Марэ начал приобретать славу одного из самых креативных районов города, а в 1990-е гг. Марэ превратился в квартал, где проводили время люди нетрадиционной сексуальной ориентации.

В 2000-е гг. руководитель III округа Парижа Пьер Эденбаум начал облагораживать Марэ. Был восстановлен один из старинных рынков Парижа - Marché des Enfants Rouges ("Рынок красных детей"), на месте которого планировали построить парковку. Преобразилась и Рю де Бретань: на ней расширили тротуары, посадили новые деревья и реорганизовали дорожное движение. А бывший рынок Карро-дю-Тампль превратили в культурный и общественный центр.

Сейчас в Верхнем Марэ любят селиться творческие личности. Чтобы обосноваться именно в этом районе, они готовы покупать даже нежилые помещения и вкладываться в ремонт. Например, в 2002 г. архитектор из Исландии Орн Гудмундарсон приобрел на знаменитой улице Шарло за $227 200 здание ателье площадью 60 кв. м, одну часть которого он превратил квартиру, а другую использует под собственный офис. Да и сам Эденбаум тоже живет на улице Шарло.

На соседнюю Рю де Норманди раньше без слез нельзя было смотреть: грязь, ветхие здания, в беспорядке припаркованные машины, признается Гудмундарсон, сейчас здесь фешенебельный итальянский ресторан, платная парковка, флагманский магазин известного шоколатье Жака Женена и бутики дизайнера Изабель Марран и производителя спортивной одежды для мужчин Ron Dorff. "А в Неделю высокой моды здесь в ряд выстраиваются лимузины", - хвастается Гудмундарсон. Архитектор утверждает, что сейчас свою недвижимость он сможет продать за $826 000, но переезжать пока не планирует.

В 2006 г. перевез семью в Марэ и финансовый консультант Тома Пападолулос. Он купил помещения без отделки в особняке на улице Бобур на окраине Марэ, где раньше размещалась школа. Новое жилье обошлось семье в $964 000, еще $413 000 вложили в ремонт. Сейчас они планируют переехать на запад Парижа в свою шикарную квартиру за $2,27 млн. Николя Вибо приводит другой пример: недавно в Марэ была заключена сделка, в которой собственникам удалось продать 156-метровую квартиру за $3 млн.

"Цены в Марэ взмыли до небес", - считает Тадеуш Ропак, торговец предметами искусства из Австрии и один из первооткрывателей Марэ для широкой публики, у него своя галерея на улице Дебелем. Владельцы выставочных помещений и галерей в свое время превратили район в центр современного искусства и модной жизни, своеобразную Мекку для хипстеров. Теперь в Марэ много концептуальных магазинов, таких как Merci на бульваре Бомарше.

Перевела: Юлия Петрова