Mail.ru сменит "Яндекс" на Google

У крупнейшего поисковика мира появился шанс еще больше потеснить «Яндекс» на рынках интернет-поиска и контекстной рекламы. С нового года Mail.ru меняет строчку поиска от «Яндекса» на Google
С.Николаев

Разрыв сокращается. 23

процента доходов от контекстной рекламы в рунете в 2009 г. придется на Google. В прошлом году ее доля составляла 8%

62

процента составит в этом году доля «Яндекса» на рынке контекстной рекламы против 70% в 2008 г. Источник: оценки Mindshare Interaction

ООО «Мэйл.ру»

интернет-компания. Акционеры: Digital Sky Technologies – 53,2%, Naspers – 42,9%, Дмитрий Гришин – 3,5%. Финансовые показатели (US GAAP, 2008 г.): выручка – $74,6 млн, чистая прибыль – $34,3 млн.

Второй по посещаемости после «Яндекса» портал Mail.ru и американская Google заключили соглашение о сотрудничестве. С января 2010 г. поисковая система Mail.ru, в последние годы использовавшая технологии «Яндекса», будет работать на основе технологий Google, а также отображать в результатах поиска контекстную рекламу, размещаемую через систему Google AdSense.

Продлевать партнерство с «Яндексом» Mail.ru не стала потому, что тот потребовал упоминания своего бренда на странице с результатами поиска. Это не устраивало Mail.ru, объяснял «Ведомостям» источник, близкий к переговорам между Mail.ru и Google. «Яндекс» предложил Mail.ru изменить условия договора и брендировать результаты поиска, подтверждал гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож.

Поисковые технологии Google можно будет использовать без упоминания ее бренда, сообщила Mail.ru: часть поисковых запросов Mail.ru может обрабатывать самостоятельно «с целью тестирования и дальнейшего улучшения своих разработок».

В 2003–2005 гг. Mail.ru уже пользовалась поиском Google, не упоминая американскую компанию. Наличие или отсутствие бренда в поисковой строчке Mail.ru не стало камнем преткновения и теперь, констатирует гендиректор российского офиса Google Владимир Долгов. Тем более что у соглашения есть и коммерческая составляющая – Mail.ru и Google будут делить доходы от контекстной рекламы, напоминает он. Как именно будут распределяться эти доходы, стороны не раскрывают.

Условия для Mail.ru выгоднее, чем в случае с «Яндексом», говорит менеджер, близкий к акционерам Mail.ru. «Яндекс» отдает Mail.ru около 60% доходов от продажи рекламы, признается источник, близкий к одной из этих компаний. Оставшиеся 40%, заработанные на портале Mail.ru, обеспечивают 2–3% прибыли «Яндекса», рассказывал недавно «Ведомостям» близкий к «Яндексу» источник. Представитель «Яндекса» не ожидает существенного перераспределения долей на рынке контекстной рекламы в связи со сделкой Mail.ru и Google: в рекламной сети «Яндекса» остается более 10 000 площадок, в том числе сотни поисковых.

Российский рынок контекстной рекламы вырастет в этом году на 6% до 9,4 млрд руб. ($313 млн), прогнозирует Mindshare Interaction. По данным Liveinternet.ru, в ноябре Google обработала 23,3% поисковых запросов в рунете (2-е место), а Mail.ru – 10%. Таким образом, соглашение с Mail.ru может обеспечить Google 1/3 российского рынка интернет-поиска. У «Яндекса» в ноябре было 58,7%.

В 2008 г. американская компания договорилась с другим российским порталом – Rambler – о покупке системы контекстной рекламы «Бегун» и размещении на главной странице портала своего поиска. Но сделку заблокировала Федеральная антимонопольная служба (ФАС), объяснив отказ непрозрачной структурой собственности покупателя. Близкие к акционерам Rambler источники рассказывали, что против размещения иностранного поиска на популярном российском сайте выступал премьер Владимир Путин (его представитель это отрицал). В этом году президент Дмитрий Медведев посоветовал следить за иностранными инвестициями в интернете, так как это вопросы безопасности.

Соглашение Mail.ru с Google не подлежит согласованию с ФАС, заявил «Ведомостям» руководитель управления службы Владимир Кудрявцев: речь не идет о покупке или продаже активов, а российская компания вправе сама выбирать контрагентов. Впрочем, Mail.ru, по словам близкого к ней источника, во избежание рисков заключила такое соглашение с Google, которое можно в любой момент расторгнуть в одностороннем порядке. Пресс-атташе Mail.ru Валерия Комиссарова это не комментирует, а Долгов отмечает: соглашение заключено сроком на год, и основания для его досрочного расторжения строго соответствуют Гражданскому кодексу.