Операторы начали показывать рекламу на заблокированных Роскомнадзором сайтах

Ведомство разрешило им это делать совершенно легально
Закон не запрещает размещать рекламу собственных сервисов на сайтах-заглушках/ Евгений Разумный / Ведомости

Сотовые операторы начали размещать рекламу на заблокированных сайтах, обнаружили «Ведомости». Например, при попытке зайти в сети «Мегафона» на страницу издания «Грани.ру», заблокированного Роскомнадзором в 2014 г., помимо сообщения о том, что «доступ к информационному ресурсу ограничен», показывается баннер с рекламой сервиса «Видеомир 18+» (сервис с видео «только для взрослых»), Tele2 показывает своим абонентам рекламу собственного сервиса «Журналы». «Вымпелком» (работает под брендом «Билайн») при визите на тот же ресурс показывает баннер, при нажатии на который пользователь переадресовывается на рекламу услуги «Красивый номер». Лишь МТС сухо информирует о блокировке ресурса без показа рекламы.

Примерно то же самое происходит при заходе на заблокированный в ноябре 2015 г. торрент-сайт rutracker.org. Разница лишь в том, что Tele2 рекламирует там свой видеосервис Tele2 TV или показывает сообщение «Зато музыку слушать не запрещено» — это реклама музыкального сервиса оператора.

Однако реклама размещается не на всех сайтах. Например, на web-ресурсах Telegram, который с 16 апреля пытается заблокировать Роскомнадзор, рекламы нет (сайты Telegram.org, t.me).

Закон не запрещает размещать рекламу собственных сервисов на сайтах-заглушках, отметила представитель «Билайна» Анна Айбашева, отказавшись от дальнейших комментариев. Tele2 размещает рекламу на подобных страницах, подтверждает представитель оператора Ольга Галушина. Но не на всех - в основном на тех, которые подходят для продвижения услуг Tele2: например, вместо нелегального музыкального контента абонентам предлагается подключить музыкальный сервис, а на заблокированных торрентах может появиться реклама Tele2 TV, объясняет она. Представители «Мегафона» и МТС отказались от комментариев.

Реклама на сайтах-заглушках размещается давно, но раньше это происходило в «серой зоне», отмечает директор по стратегическим проектам Института исследования интернета Ирина Левова. Долгое время длилась дискуссия, что именно можно размещать на заглушках — любую рекламу, рекламу собственных сервисов или же только социальную рекламу, вспоминает директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Сергей Гребенников. В результате компаниям разрешили рекламировать любые услуги, что правильно, считает он.

Роскомнадзор утвердил приказ с требованиями для операторов по ограничению доступа к интернет-ресурсам с противоправной информацией 28 марта 2018 г. Согласно приказу, операторы должны на каждой заблокированной странице ставить заглушку, на которой должна быть фраза: «Доступ к информационному ресурсу ограничен на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Это сообщение должно занимать не менее 50% площади страницы, говорится в приказе. Помимо этого на странице заглушки запрещено размещать сведения о способах обхода блокировок и новостную информацию. Но размещать на таких страницах рекламу и другие не противоречащие российскому законодательству сведения можно.

Серьезных денег реклама на заглушках не приносит, уверен Гребенников из РОЦИТа. С ним соглашается собеседник «Ведомостей» на рынке интернет-рекламы: аудитория заблокированных сайтов не очень высока, за исключением тех порталов, которые были заблокированы недавно. Всего, по данным некоммерческой организации «Роскомсвобода», в России сейчас заблокированы 122 342 интернет-ресурса.

Собеседник «Ведомостей» в одном из операторов «большой тройки» считает рекламу на заглушках бесперспективной: человек и так расстроен, не сумев посетить искомый ресурс, и вряд ли он сможет воспринимать рекламу, объясняет собеседник «Ведомостей». Поскольку реклама будет вызывать не самые приятные ассоциации у пользователей, вряд ли крупные компании станут рекламироваться на заблокированных Роскомнадзором сайтах, рассуждает собеседник «Ведомостей» на рекламной рынке. Потенциальный рынок такой рекламы он оценивает в не более 10 млн руб. Для сравнения: по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, весь рынок интернет-рекламы в 2017 г. составил 166,3 млрд руб.