В правительстве перезапустили процесс создания системы «Автодата»

Ранее из-за недовольства автоконцернов инициативу заблокировал Минпромторг
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Рабочая группа по согласованию позиций регуляторов, участников рынка, разработчиков и поставщиков новых технологических и бизнес-решений в сфере «Автонет», сформированная первым вице-премьером Андреем Белоусовым, ведет доработку законопроекта о создании государственной информационной системы «Автодата», следует из протоколов заседаний группы, с которыми ознакомились «Ведомости».

4 августа Белоусов доложил Владимиру Путину, что эта рабочая группа создана в целях рассмотрения вопросов реализации проекта создания российской сервисной навигационно-телематической платформы «Автодата» и законодательного закрепления ее статуса, следует из письма Белоусова, с которым ознакомились «Ведомости». 

О результатах этой работы правительство доложит Путину в феврале 2022 г., сообщил президенту Белоусов.

Что такое «Автодата»

В октябре 2019 г. президент России поручил сформировать нормативно-правовую базу для создания платформы «Автодата». В феврале 2020 г. Белоусов поручил Минпромторгу, Минтрансу, Минэкономики и Минцифры совместно с заинтересованными организациями обеспечить подготовку нормативно-правовых актов для проекта «Автодата». Законопроект разработала рабочая группа Национальной технологической инициативы «Автонет» и в сентябре 2020 г. направила его в Минпромторг, чтобы министерство внесло его в правительство к декабрю 2020 г.

Как говорится в законопроекте, в «Автодате» в обязательном порядке должны размещаться сведения о поставщиках информации, сведения об автомобилях и мотоциклах и об их эксплуатации в России, сведения об автомобильных дорогах и об их эксплуатации, а также сведения о государственных, муниципальных информационных системах, взаимодействующих с «Автодатой». 

Основными поставщиками информации для «Автодаты» должны стать собственники транспортных средств. Доступ к информации на платформе «Автодата» за исключением отдельных случаев будет осуществляться на платной основе по тарифам, которые установит оператор «Автодаты».

Минпромторг выступил против законопроекта. К критике также присоединились «Яндекс», АО «Глонасс» (оператор российской системы экстренного реагирования на ДТП), «Камаз», Volkswagen и ряд других автопроизводителей. 

Чтобы сгладить противоречия, Белоусов и сформировал рабочую группу с участием чиновников, представителей отрасли и экспертов, рассказывает «Ведомостям» один из ее участников. 

7 июня этого года на первом заседании группы заместитель министра промышленности и торговли Александр Морозов доложил, что с учетом позиций отраслевого сообщества проект федерального закона «О государственной информационной системе «Платформа «Автодата» не поддерживается. По мнению Морозова, предоставление третьим лицам информации о взаимодействии с поставщиками и потребителями будет способствовать потере конкуренции автопроизводителей. Представитель Минтранса согласился с позицией Минпромторга и заявил о необходимости дополнительного обсуждения и доработки законопроекта об «Автодате», «ряд положений которого напрямую затрагивают права и обязанности практически всех участников рынка, включая изготовителей колесных транспортных средств, перевозчиков пассажиров и грузов, владельцев автомобильных дорог и собственников колесных транспортных средств». Таким образом, полностью устранить разногласия вокруг «Автодаты» пока не удается, однако по некоторым вопросам участники, похоже, договорились.

Данные для государства

30 сентября рабочая группа согласовала необходимость нормативного определения новых обязанностей продавцов автомобилей, автопроизводителей и операторов информационных систем, в которые будут поступать автомобильные данные.

Речь идет в том числе об обязанности продавца при продаже автомобиля информировать покупателя о реализации функционала подключенного автомобиля, получать согласие на сбор, хранение, обработку и предоставление информации, которая формируется при эксплуатации автомобиля. Также предусмотрены обязанности автопроизводителя или оператора информационной системы подключенного автомобиля обеспечивать техническую возможность самостоятельного включения или отключения отдельных функций передачи данных от автомобиля.

Минтранс и некоммерческое партнерство (НП) «Глонасс» также должны представить предложения по минимальному набору автомобильных данных, которые будут передаваться государству в целях обеспечения национальной безопасности и личной безопасности граждан РФ, следует из протокола совещания. Именно вокруг данных, доступ к которым получат госорганы, в прошлом году разгорелись основные баталии – автопроизводители увидели в этом положении опасность утечек информации и угрозу коммерческой тайне.

В законопроекте об «Автодате» состав автомобильных данных, обязательных к передаче госорганам, не уточнялся. Хотя проект перечня данных ранее циркулировал среди участников рынка. В него были включены навигационные данные, данные о динамике движения автомобилей, которые ежеминутно должны были собирать автопроизводители и раз в 15 минут передавать в «Автодату», сопровождая их VIN-номером машины, ее категорией и экологическим классом, расчетной грузоподъемностью, писал в марте «Коммерсантъ».

В обновленном проекте перечня минимальных данных для нужд государства, с которым ознакомились «Ведомости», навигационные данные и VIN не упоминаются. Очевидно, это главный компромисс – госорганы по умолчанию не будут получать информацию о том, куда и когда поехала та или иная машина.

Однако на сборе этих данных продолжают настаивать силовики, говорит собеседник «Ведомостей» среди разработчиков законопроекта.

Данные о геолокации автомобиля будут собираться в «Автодату», предполагает участник совещания, директор по телекоммуникационным проектам ООО «Дигинавис» Максим Мысев: «Очевидно, что данные о геолокации являются ключевыми для принятия многих решений».

«Мы обсуждаем с участниками рынка и с регуляторами сейчас состав этих данных, – сказал член рабочей группы, президент НП «Глонасс» Александр Гурко. – Минимальный набор данных зависит от государственной политики». По его словам, проектирование и макетирование «Автодаты» закончено в марте и сейчас начинается этап создания платформы.

Представитель «Соллерса», выпускающего в России автомобили Mazda, Ford, Isuzu и УАЗ, утверждает, что все автомобили, которые производит группа в России, имеют функционал подключенных машин, а все данные обрабатываются и хранятся на российской облачной инфраструктуре. «Мы поддерживаем введение регулирования по данным от подключенных автомобилей, так как их процессинг в России стимулирует более активное развитие конечных сервисов для автолюбителей – например, таких как умное страхование или удаленная диагностика с записью на сервис», – сообщил представитель «Соллерса».

«Сейчас проект «Автодата» стремится интегрироваться с задачами национальной безопасности, сохраняя при этом коммерческую направленность. А эти две задачи в корне противоречат друг другу, – сообщил «Ведомостям» представитель группы ГАЗ. – Необходимо отделить одно от другого: определить тот узкий перечень данных, сбор которых будет оправдан исключительно необходимостью обеспечения задач безопасности, и прорабатывать госрегулирование под них. И эти данные должны передаваться напрямую в уполномоченные органы, без коммерческих посредников в виде «Автодаты».

По мнению представителя группы ГАЗ, «вся остальная, коммерческая часть проекта, для которой планируется собирать неограниченный набор автомобильных данных, должна быть выведена за пределы госрегулирования и носить добровольный характер для автопроизводителей».

Беспокойство автопроизводителей по поводу раскрытия информации третьим лицам обоснованны, считают эксперты. Вся агрегированная информация, которую собирают и обрабатывают автопроизводители и автоимпортеры в рамках реализации проектов по «подключенным» автомобилям, важна автопроизводителям для развития их бизнеса, полагает директор Deloitte Legal в СНГ Анастасия Матвеева. «Сами по себе такие проекты отражают все новые тренды автомобильной отрасли: например, переход к модели предоставления набора сервисов конечным покупателям, а не просто продажа автомобилей; цифровизация отрасли. Соответственно, набор автомобильных данных, который будет в доступе, может стать ключом для раскрытия планов автопроизводителей на их развитие», – поясняет она.

Автомобильные данные или их часть могут быть квалифицированы как персональные данные, регулирование которых уже существует в РФ, отмечает Матвеева: «Решить вопросы с регулированием автомобильных данных к февралю 2022 г. вряд ли получится. Учитывая законодательный процесс, а также необходимость проработки предложений всеми заинтересованными участниками, данный срок видится нереалистичным».

Представители «АвтоВАЗа», «Камаза» и Nissan отказались от комментариев. «Ведомости» также направили запросы в Минпромторг, Минтранс, Минэкономики, Минцифры и в пресс-службу правительства. К моменту публикации ответов не поступило.