Мобильный трафик на онлайн-курсы по IT и иностранным языкам вырос в почти два раза

Но сами работодатели отдают предпочтение соискателям с профильным образованием и опытом работы
Пользователи образовательных онлайн-платформ рассчитывают, что они смогут «сменить работу, освоив профессию IT с нуля»/ Андрей Гордеев / Ведомости

Мобильный трафик сайтов и приложений по обучению IT-специалистов в январе – августе 2022 г. вырос на 80% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщил «Ведомостям» представитель МТС со ссылкой на BigData-оператора. Такими же темпами рос и трафик курсов по онлайн-изучению иностранных языков, утверждает собеседник. По данным «МТС банка», число пользователей сайтов и приложений для онлайн-обучения увеличилось на четверть, количество покупок в категории онлайн-образования выросло в 5 раз, а средний чек увеличился вдвое, добавил представитель оператора.

Эту тенденцию «Ведомостям» подтвердили и представители других мобильных операторов, а также представители EdTech-рынка. По данным представителя «Мегафона», с января по середину августа мобильный интернет-трафик в онлайн-сервисах для обучения IT-специалистов вырос на 87% по сравнению с тем же периодом 2021 г., а в сервисах для изучения иностранных языков – почти в 4 раза.

«Объем трафика у сферы EdTech вырос. Особенно это касается курсов в тематике IT», – подтверждает директор по маркетингу сервиса «Нетология» Анна Старчихина. По итогам года размер рынка дополнительного профильного образования в целом может вырасти на 20–30% как раз на фоне увеличения спроса на программы переобучения IT-специальностям, добавляет руководитель направления дополнительного профессионального обучения этой платформы Елена Герасимова.

О росте среднего чека на 10% в 2022 г. по отношению к показателям 2021 г. сообщил и коммерческий директор Skillbox Артем Казаков. Трафик у онлайн-школы был стабилен: на десктопах в январе – августе фиксировались колебания в 10% год к году, мобильный трафик остался без изменений, отмечает он.

Тенденции роста трафика и среднего чека говорят о том, что «потребляемый при обучении контент стал тяжеловеснее», добавляет директор по инвестициям корпорации «Синергия» Сергей Четвериков. «Стало больше видео, и оно становится лучшего качества и разрешения», – пояснил он.

Сервис онлайн-образования «Яндекс.Практикум» зафиксировал рост числа покупок своих курсов на 50% с начала года по сравнению с показателями прошлого года, отмечает директор по маркетингу сервиса Ирина Семенок. По ее словам, с февраля по август 2022 г. средний чек на платформе вырос год к году на 30%. Согласны с оценкой роста трафика курсов по изучению иностранных языков и в сервисе Skyeng. «В феврале 2022 г. случился всплеск органических запросов на изучение английского языка, что связано, безусловно, с начавшимися внешними событиями», – утверждает бренд-директор сервиса Карина Павловская.

По данным Tele2, аудитория пользователей распределилась между обучающими площадками следующим образом: Geekbrains – 27%, Skillbox – 26%, «Нетология» – 20%, Stepik – 13%, «Яндекс.Практикум» – 12%, сообщил представитель оператора со ссылкой на BigData-абонентов. Порядка 43% обучающихся составляют пользователи от 25 до 35 лет, примерно столько же приходится совокупно на пользователей 18–25 и 35–45 лет. Во всех возрастных группах около 55% учеников составляют мужчины. «Наибольшее количество пользователей сосредоточено в макрорегионах Москва (22%), Северо-Запад (14%) и Урал (13%)», – отметил представитель оператора.

Выручка топ-100 EdTech-компаний России в I квартале 2022 г. составила ₽21,7 млрд руб., подсчитала компания EDtechs.ru (более поздней статистики нет). В 2021 г. совокупная выручка топ-100 EdTech-компаний составила 73 млрд руб., следует из отчета исследовательской компании Smart Ranking.

В январе – августе рынок онлайн-образования вырос на 3–15%, но темпы роста значительно снизились: раньше они составляли 25–40%, обращает внимание руководитель EdTech-кластера фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина. Этому способствовало падение покупательной способности клиентов и падение рекламного трафика вследствие закрытия рекламы в Facebook и Instagram (заблокированы в России; принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории РФ), считает эксперт. По итогам года рынок может упасть на 20–30%, прогнозирует Царевская-Дякина.

Пользователи образовательных онлайн-платформ рассчитывают, что они смогут «сменить работу, освоив профессию IT с нуля», рассуждает представитель МТС. «Обучение же в IT способствует и росту востребованности курсов изучения английского языка, знание которого необходимо для качественного погружения в IT-специальности», – добавляет он.

«Рост числа соискателей в IT не из IT-сферы в 2022 г. по отношению к 2021 г. однозначно есть, по нашей экспертной оценке, он может составлять до 15–20%», – отмечает гендиректор рекрутинговой компании в сфере IT Geeksource Анна Добрякова. Среди причин этого роста она называет массовые сокращения в различных компаниях, когда люди принимают «радикальные решения» по дальнейшей деятельности, и повышенную активность самих образовательных платформ. Последние «в силу кризиса, снижения количества клиентов начали вести более агрессивные рекламные кампании», говорит Добрякова.

Но востребованность специалистов, прошедших только онлайн-курсы в IT, с начала года снизилась, добавляет она. Если ранее компании более охотно брали таких специалистов с базовым образованием, чтобы «доращивать их внутри и закрывать потребности в специалистах», то с начала года, когда российский рынок покинуло большое число IT-компаний, конкуренция на рынке IT-кадров существенно выросла и компании предпочитают брать специалистов уже с опытом работы по специальности, объясняет эксперт.

Работодателям больше интересны кандидаты, имеющие опыт работы в IT, согласен с Добряковой управляющий директор кадровой компании Unity Феликс Кугел. Тем более что во время наблюдаемого кризиса «работодатели делают фокус на подбор опытных специалистов, которые могут помочь их бизнесу здесь и сейчас», говорит эксперт.

В целом 20–30% специалистов в IT не заканчивали профильных вузов, добавляет он. «Но важно отметить, что, наметив переход в IT, они не ограничивались одним онлайн-курсом, а проходили длительное самообучение, изучая все доступные материалы во всевозможных источниках и постоянно практикуясь на собственных тестовых проектах», – резюмирует Кугел.

В подготовке статьи участвовал Дмитрий Игнатьев