ФАС заставляет Volkswagen снабжать деталями независимые станции техобслуживания

Практика автоконцернов поставлять запчасти только собственным дилерам не нравится ФАС. Служба предписала Volkswagen снабжать деталями и независимые станции техобслуживания

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила «Фольксваген групп рус» (входит в группу Volkswagen) предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения закона «О защите конкуренции», сообщило вчера ведомство. Служба уличила автопроизводителя в «необоснованном отказе и/или уклонении от заключения договора поставки» оригинальных запчастей к автомобилям марок Audi, Skoda, Volkswagen, Seat с компанией «Таганка-сервис». При этом регулятор установил доминирующее положение «Фольксваген групп рус» на рынках оптовой торговли оригинальными запчастями к автомобилям указанных марок, говорится в сообщении. Служба настаивает, чтобы предупреждение было исполнено к 15 марта 2013 г.

Представителя «Фольксваген групп рус» решение удивило: «Мы обсуждали ситуацию с ФАС и сейчас удивлены сделанным заявлением. Мы никогда не ограничивали доступ к оригинальным запчастям, более того, 35% их объема поставляем независимым станциям техобслуживания». В продаже деталей «Таганка-сервису» «Фольксваген», по словам собеседника, не отказывал и надеется на скорое разрешение ситуации. Получить комментарии «Таганка-сервиса» не удалось.

Ситуация с «Таганка-сервисом» является распространенной на рынках оптовой торговли запчастями и к автомобилям других марок, отмечает начальник управления ФАС Тимофей Нижегородцев, чьи слова приводятся в сообщении ведомства. «Поэтому в случае поступления жалоб от независимых сервисных центров мы будем применять аналогичный подход», – предупреждает он.

Крупные иностранные автопроизводители, как правило, поставляют запчасти только официальным дилерам – это общераспространенная практика, говорят директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив и исполнительный директор Национальной ассоциации предприятий техобслуживания и ремонта автотранспортных средств Борис Ласкин. Эта практика позволяет автоконцернам гарантировать качество сервисных работ, поскольку персонал дилерских центров проходит обучение, а само предприятие использует сертифицированное оборудование и инструмент, объясняют эксперты. Такой подход применяют, в частности, Renault и Toyota, сказали их представители. Компания изучает возможность поставки запчастей и независимым сервисным центрам, но решения пока не приняты, говорит собеседник из Toyota.

При этом иностранных автопроизводителей и их дистрибуторов нельзя назвать монополистами на оптовых рынках оригинальных запчастей своих марок, считает Дацкив: в Россию детали завозятся и другими игроками – независимыми торгово-сервисными компаниями или оптовиками.

«АвтоВАЗ» реализует запчасти для автомобилей через дочернюю «Лада-имидж», сказал представитель «АвтоВАЗа». Если сервисный центр хочет стать дилером «Лада-имиджа» и получать запчасти по оптовым ценам, он должен соответствовать предъявляемым требованиям по логистической инфраструктуре, финансовой устойчивости и т.д., поясняет он. Если сервисный центр не соответствует требованиям, он не станет дилером, но может обратиться к другому дилеру «Лада-имиджа» и заключить договор на поставку запчастей по розничным ценам, добавляет собеседник «Ведомостей».

В перспективе ФАС будет делать аналогичные предупреждения и другим автопроизводителям, думает Дацкив.