Статья опубликована в № 2530 от 26.01.2010 под заголовком: Заметили конкурента

Airbus и Boeing объединились против Bombardier

Давние конкуренты – Airbus и Boeing чуть ли не впервые объединились: общий интерес – борьба со льготами для нового проекта канадской Bombardier. До сих пор компании не пересекались: Bombardier выпускала бизнес-джеты и региональные лайнеры, рассчитанные максимум на 95 пассажиров. Но прошлым летом она объявила о запуске новой линейки CSeries вместимостью до 149 человек.

CS должен встать в серию в 2013 г., на 1 ноября уже собрано 50 заказов. И лайнер может стать конкурентом самых популярных моделей американского и европейского гигантов – А320 и Boeing 737 (их вместимость – от 150 пассажиров). В 2009 г. Airbus поставила на рынок 402 таких самолета (81% общих продаж), Boeing – 372 (77%).

Главные претензии Airbus и Boeing – поддержка нового проекта со стороны правительства Канады. Еще в 1986 г. США и ЕС договорились о лимитах по гарантиям, которые выдают национальные экспортные агентства по кредитам покупателей самолетов (включая сроки займов и процентную ставку). Для региональных лайнеров лимиты были мягче, тогда Airbus и Boeing были не против. Но теперь Канада собирается применять льготы и для нового проекта Bombardier. «Положение Bombardier разрушит честную конкуренцию», – уверен представитель Boeing. «Если есть хоть что-то, в чем будут единодушны Airbus и Boeing, это как раз оно», – согласен коммерческий директор Airbus Джон Лихи.

Вопрос будет рассматриваться 1 февраля на конференции ОЭСР в Париже. Представитель Bombardier уверен, что условия финансирования канадским правительством соответствуют международным правилам. Власти Канады полностью заинтересованы в решении этого спора, добавляет представитель минфина страны.

Не менее заинтересованы и другие государства, включая Бразилию, Японию, Китай и Россию. Ведь, например, пока региональный лайнер «Гражданских самолетов Сухого» SuperJet-100 предполагает максимальную вместимость до 95 пассажиров, но обсуждалась возможность выпуска более крупных версий.

Желание всех стран прорваться на рынок Airbus и Boeing вполне понятно: их продукция в разы дороже. Для сравнения: Airbus, Boeing и Bombardier поставляют на рынок сопоставимое число самолетов – 300–400 в год. При этом выручка Boeing от поставок гражданской техники за девять месяцев 2009 г. – $24,9 млрд, Airbus – $20,2 млрд, а оборот авиасектора Bombardier – $6,7 млрд.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать