Российские акционеры просят за свою долю в ТНК-BP $40 млрд

Попытки «Роснефти» и ВР расчистить дорогу к сделке, выкупив долю консорциума ААР в ТНК-ВР, лишь увеличили его аппетит: теперь они просят за половину компании $40 млрд

Мы предложили им [консорциуму «Альфа» – Access – «Ренова», ААР] участвовать в [проектах в] Арктике, мы предложили деньги, мы предложили ТНК-ВР участие в международных проектах, и совместно с «Роснефтью» мы предложили достойную цену за их долю [в ТНК-ВР]», – описывал вчера глава ВР Роберт Дадли акционерам компании ход переговоров (цитата по Reuters). Но усилия оказались тщетны: ААР отверг все предложения, говорят источники «Ведомостей», близкие ко всем трем сторонам переговоров.

Ничего, что могло бы заинтересовать консорциум, не предлагалось, объясняет источник, близкий к руководству «Альфы», но деталей переговоров не раскрывает.

ААР просит невероятную цену – $40 млрд, возмущается источник, близкий к «Роснефти».

Еще в начале недели консорциум оценивал свою долю в ТНК-ВР в $30 млрд, говорят все собеседники «Ведомостей». ВР и «Роснефть» предлагали $25–28 млрд (в равных долях), знают три источника, близких к госкомпании и одному из акционеров ТНК-ВР. Но теперь, по их словам, ставки выросли: ААР считает, что ТНК-ВР стоит $80 млрд.

Цифра невероятная, возмущен источник, близкий к совету директоров «Роснефти» (см. врез). «[ААР] нам сказали, что если мы не заплатим этих денег, то ржавые железные бочки [которые во время визита в Арктику распорядился убрать премьер Владимир Путин] продолжат валяться в Арктике следующие 50 лет», – говорит он.

Представитель ААР это и другие вопросы не комментирует.

Ситуация зашла в тупик: на сегодняшний день никаких переговоров с ААР не ведется, утверждают представители ВР и «Роснефти». «Мы не собираемся предлагать большие суммы или значительное акционерное участие [ААР в капитале ВР]», – заявил вчера Дадли акционерам.

Изначально ААР хотел обменять свою долю в ТНК-ВР на акции ВР, говорят источник, близкий к ВР, и инвестбанкир, сотрудничающий с руководством ТНК-ВР. О такой возможности акционеры ТНК-ВР договорились в 2003 г. при создании компании, рассказывали «Ведомостям» источники, близкие к обеим компаниям. Теперь консорциум готов взять и акции, и деньги, говорит близкий к ААР источник. Какой пакет ВР или «Роснефти» устроил бы компанию, он не говорит. Но активы ААР никто не предлагает, речь идет только о деньгах, знает источник, близкий к «Роснефти». Другой собеседник, близкий к совету директоров госхолдинга, утверждает, что ААР акций не просил.

И ВР, и «Роснефть», наоборот, заинтересованы в оплате хотя бы части суммы акциями, свободных денег у этих компаний сейчас не так много, удивляется аналитик Банка Москвы Денис Борисов. На конец года на счетах ВР было $18,5 млрд, у «Роснефти» – $4,1 млрд. Правда, оба холдинга смогут занять, отмечает он, примерно $30 млрд и $25 млрд соответственно.

Проблем с кредитами не будет: с января «Роснефть» получила предложения о готовности финансировать сделку более чем от 20 банков, говорит ее представитель, но названий не раскрывает. Среди них ВТБ и Barclays Capital, знает источник, близкий к «Роснефти». Представитель ВТБ от комментариев отказался, связаться с его коллегами из Barclays вчера не удалось. Топ-менеджеры обоих банков – Ханс-Йорг Рудлофф и Андрей Костин – входят в совет директоров «Роснефти».