«Иркут» продолжает собирать заказы на еще не существующий самолет МС-21

Корпорация «Иркут» продолжает собирать заказы на еще не существующий среднемагистральный самолет МС-21. На 35 лайнеров каталожной стоимостью $2,35 млрд подписалась лизинговая «дочка» «Российских технологий». С учетом общего портфеля заказов в $10 млрд проект может с лихвой окупить анонсированные траты государства
Д.Гришкин/ Ведомости

Вчера корпорация «Иркут» (входит в ОАК) подписала твердый контракт с «Авиакапитал-сервисом» («дочкой» «Ростехнологий») на поставку еще 35 самолетов МС-21. В августе прошлого года на авиасалоне МАКС-2011 между ними уже был подписан контракт на 50 МС-21 с опционом на 35 самолетов. Поставки должны состояться в 2016–2020 гг. Этот опцион и был реализован вчера. Заказчиком первой партии лайнеров и его стартовым эксплуатантом будет «Аэрофлот». «Возможно, он приобретет и оставшиеся 35 самолетов», – говорит источник в «Ростехнологиях». Представитель «Аэрофлота» это не комментирует.

«Иркут» уже заключил контракты на поставку 163 МС-21 каталожной стоимостью в $10 млрд. И это при том, что пока самолет есть лишь в проекте. А его производство на деле может начаться с 2020 г., говорил в феврале вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Первым зарубежным покупателем самолета стала Crecom Burj Berhad (малазийская лизинговая компания), она купила 50 самолетов. 28 самолетов заказал «Ильюшин финанс» на авиасалоне «Фарнборо-2010». Самолетом заинтересовался даже крупнейший в мире лоукостер Ryanair, сделав год назад запрос на коммерческое предложение на 200 самолетов. Но контракт пока не заключен.

Но и с учетом уже заключенных твердых контрактов МС-21 обещает с лихвой окупить затраты и государства. За 2011–2014 гг. они составят около $3,8 млрд. Еще около $1 млрд намерен потратить «Иркут». Заказчики выбирают МС-21 за счет широкого использования композитных материалов и передовых двигателей. Экономия в эксплуатации должна быть более 40% по сравнению с технологиями сегодняшнего дня, уверяет представитель «Иркута».

Не стоит торопиться с радужными прогнозами, предупреждает руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев. Цифры бюджетных трат не отражают реальные расходы на программу. Речь об абсолютно новом самолете с применением новейших технологий. Затраты на подобные проекты обычно превышают в разы запланированные, предупреждает эксперт. Да и российский авиапром серьезно отстал от зарубежных конкурентов, добавляет он.

Даже Boeing, которая в создании новейших самолетов ушла гораздо дальше, потратила на создание Dreamliner около $14 млрд (хотя анонсируется цифра в 2 раза меньше), писала недавно The Wall Street Journal. На каждом таком самолете авиапроизводитель будет терять более $100 млн вплоть до 2014 г. Если основываться на российском опыте создания Superjet-100, то он опоздал к заказчикам уже на три года, затраты тоже в разы превысили запланированные. Производитель самолета «Гражданские самолеты Сухого» продолжает тратить десятки миллионов долларов в год на «доводку» самолетов и штрафы за простои их в «Аэрофлоте». Примерно такие же требования будут и по МС-21, предупреждает источник, близкий к «Ростехнологиям».