Тимченко впервые может получить строительные подряды «Газпрома»

Бизнесмен Геннадий Тимченко впервые может получить строительные подряды «Газпрома». Компания «Аргус пайплайн», с которой он ведет переговоры об объединении активов, выиграла контракт на строительство одного из объектов «Южного потока»
М.Стулов/ Ведомости

До сих пор Тимченко, который в 2008 г. приобрел 80% «Стройтрансгаза», не работал с «Газпромом». До 2006 г. монополия была главным клиентом и миноритарием «Стройтрансгаза». Но после продажи доли «Газпром» сначала сократил заказы, а потом постепенно свел их на нет, рассказывал в интервью «Ведомостям» президент подрядчика Сергей Макаров. Фактически на рынке сложилось статус-кво, при котором «Стройтрансгаз» всегда оставался в стороне от крупных проектов «Газпрома», рассказывали «Ведомостям» сотрудники монополии. Основными клиентами «Стройтрансгаза» стали «Роснефть» и «Транснефть». Участие в строительстве КС «Казачья» едва ли переломит эту тенденцию, сомневается содиректор «Инвесткафе» Григорий Бирг. Отношения между «Газпромом» и основным акционером «Стройтрансгаза» не самые теплые, поэтому основной портфель заказов ЗАО «Стройтрансгаз» будет формировать на привычных рынках – нефтяном и энергетическом, отмечает аналитик.

Вчера «Газпром» сообщил о новом крупном подряде на проекте «Южный коридор» (расширение российской трубопроводной системы стоимостью 9 млрд евро для поставок по будущему газопроводу South Stream). Строительством одного из объектов «коридора» – компрессорной станции «Казачья» – займется ЗАО «Аргус пайплайн сервис». Компания, судя по ее сайту, и раньше получала заказы «Газпрома», но не такие крупные. Последние пять лет основными подрядчиками «Газпрома» были «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга и «Стройгазконсалтинг» Зияда Манасира. «Стройгазмонтаж» не участвовал в тендере на строительство «Казачьей», так как претендовал на другие участки газопровода (недавно выиграл контракт на крупнейшую компрессорную станцию «Русская»), говорит его представитель. Представитель «Стройгазконсалтинга» от комментариев отказался.

Стоимость подряда для «Аргуса» не раскрывается. Но станция, которую тот построит, должна заниматься очисткой и осушкой газа перед подачей в South Stream. А только комплекс осушки итальянского производства стоит, по данным «Интерфакса», 447 млн евро.

Совсем недавно ЗАО «Аргус пайплайн» сменило название на ЗАО «Стройтрансгаз» – изменения внесены в ЕГРЮЛ 19 июля. ОАО «Стройтрансгаз», подконтрольное Геннадию Тимченко, ведет переговоры с «Аргусом» о возможном объединении «ресурсов» на рынке нефтегазового, а также трубопроводного строительства, говорит представитель Тимченко Антон Куревин. ЗАО учреждено акционерами «Аргуса» и ОАО «Стройтрансгаз», добавляет представитель «Аргуса» Елизавета Филиппова. Сделка еще не закрыта, а переименование ЗАО – один из ее технических элементов, уточняет Куревин. Как распределятся доли между партнерами, Куревин и Филиппова не раскрывают. Компания Тимченко получит чуть больше блокпакета, говорит близкий к бизнесмену источник.

Позиции «Стройтрансгаза» в секторе нефтегазового строительства ослабли, акционеров это не устраивало, а сближение с «Аргусом» может помочь компании наверстать упущенное, объясняет источник, близкий к Тимченко.

По данным ЕГРЮЛ, «Аргус пайплайн» учреждена в 2004 г. На сайте компании говорится, что группа компаний «Аргус» «стала известна» на рынках стран СНГ и Балтии как поставщик технологий и оборудования, а в первой половине 1990-х гг. сосредоточилась на «комплексном обеспечении проектов строительства, ремонта и восстановления трубопроводов». Подзаработав на поставках, «Аргус» сам занялся подрядными работами – теперь он конкурент лидеров рынка, подтверждает сотрудник одного из строительных холдингов. С 2009 г. выручка компании ежегодно удваивалась, а в прошлому году выросла в 3,3 раза – с 6,18 млрд до 20,6 млрд руб. Чистая прибыль «Аргуса» в 2011 г. увеличилась в восемь раз до 1,4 млрд руб. «Аргус пайплайн» участвовала в строительстве не только нефтепроводов (БТС-2 и ВСТО-2), но и в испытаниях магистральных газопроводов Сахалин – Хабаровск – Владивосток и Бованенково – Ухта (первая очередь). А сейчас компания строит магистральные газопроводы Ухта – Торжок и Бованенково – Ухта (вторая очередь), перечисляет Филиппова. Представитель «Газпрома» это подтверждает.