Российские туристы помогают производителям люксовых товаров удержаться на плаву

Российские туристы стали важной экономической силой на европейском рынке предметов роскоши. Они помогают продавцам удержаться на плаву, в то время когда сами европейцы сокращают траты. А в Дубае россияне стали главными покупателями-иностранцами
Bloomberg

Мировой рынок товаров класса люкс в 2012 г. продолжил двузначный рост и увеличился на 10%, до 212 млрд евро, говорится в исследовании Luxury Goods Worldwide Markets Monitor консалтинговой компании Bain & Company. В первом полугодии прошлого года рынок предметов роскоши увеличился на 14%, а во втором полугодии рост замедлился до 7%. Европейский рынок (около 74 млрд евро), самый емкий в мире, показал наиболее заметное замедление, говорится в исследовании: здесь рост продаж люксовых брендов снизился с 9% в 2011 г. до 5% в 2012 г. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Китай, остаются лидерами по приросту (18%), но и здесь динамика снизилась: в 2011 г. рост был выше – 25%.

В условиях стагнации внутреннего спроса в Европе российские туристы становятся все более значимой аудиторией для европейских торговцев люксовыми марками, передала «Ведомостям» через пресс-службу партнер Bain & Co Клаудия Д'Арпизио. А в Дубае, например, россияне стали и вовсе самыми активными покупателями после местных жителей, добавляет она.

Траты россиян на дорогие товары за границей – прежде всего в Италии, Франции и на Ближнем Востоке – растут быстрее, чем расходы на те же товары на домашнем рынке, в России, отмечают исследователи Bain. За счет туристов европейскому рынку предметов роскоши в прошлом году удалось избежать стагнации, говорится в исследовании.

«Российские туристы фактически спасают европейский рынок – это следствие кризиса еврозоны и снижения расходов европейцев на товары класса люкс», – говорит операционный директор группы компаний «ДжамильКо» (дистрибутор в России люксовых и премиальных марок, в частности Burberry, Salvatore Ferragamo, Escada и др.) Кира Балашова.

Россияне в поездках тратят больше, чем любые другие европейские туристы, рассказывал «Ведомостям» генеральный секретарь министерства туризма Греции Анастасий Лиаскос. Это вопрос менталитета: они хотят получать удовольствие и не готовы отказывать себе, объясняет он. Министр культуры (это министерство курирует туризм) Владимир Мединский в марте говорил, что в среднем за границей один российский турист тратит $2200 (но в эту сумму входит и стоимость турпутевки, уточнял он).

Граждане России – вторые после китайцев иностранные покупатели потребительских товаров в Европе по объему трат, свидетельствуют данные оператора по возмещению налогов Global Blue. За 2012 г., по его данным, объем покупок, предъявленных к возмещению НДС, увеличился на 31% и составил примерно 1,44 млрд евро. По данным Global Blue, российские туристы требуют вернуть налог примерно с половины сделанных в Европе покупок, а значит, реальный объем расходов может быть вдвое выше – около 2,9 млрд евро. Всемирная туристическая организация UNWTO оценивает расходы россиян на выездной туризм в 2012 г. в $43 млрд. По этому показателю Россия входит в пятерку крупнейших стран-доноров в мире; рэнкинг возглавляет Китай со $102 млрд.

Россияне часто предпочитают покупать товары класса люкс именно за границей, что негативно сказывается на продажах российских дистрибуторов на локальном рынке, говорит Балашова из «ДжамильКо». Она отмечает «некоторое снижение спроса на товары класса люкс на российском рынке» в прошлом году.

«Ситуация, когда развитие российского рынка замедляется, а все больше россиян предпочитают покупки за границей или в интернете, должна стать предметом для внимательного изучения российскими регулирующими органами, например, в части снижения таможенных барьеров для российских дистрибуторов», – считает Балашова.