«Мечел» отдаст рельсы ВЭБу

«Мечел» нашел способ привлечь у ВЭБа $2 млрд на разработку Эльгинского месторождения без увеличения долга. Он намерен отдать банку долю в проекте и часть построенной для него инфраструктуры
М. Стулов/ Ведомости

В середине апреля старший вице-президент по финансам «Мечела» Станислав Площенко заявил, что компания рассчитывает получить у ВЭБа проектное финансирование на освоение Эльгинского угольного месторождения. Как стало известно «Ведомостям», «Мечел» намерен привлечь у банка $2 млрд и создать с ним СП для разработки Эльги, реорганизовав часть своих активов. Об этом рассказали один из контрагентов компании и два близких к ней источника. Представитель «Мечела» от комментариев отказался, представитель банка сказал лишь, что ВЭБ «рассматривает заявку компании».

В развитие Эльгинского месторождения уже вложено порядка $2 млрд, большая часть из которых была потрачена на строительство 316 км железной дороги до месторождения. «Для того чтобы войти в проект и не ущемлять права миноритариев «Мечела», ВЭБу нужно будет купить в нем долю с условием возможного обратного выкупа, – считает аналитик БКС Олег Петропавловский. – Компании будет сложно без дополнительного финансирования выйти на проектные мощности и не нарушить условия лицензии Роснедр на разработку». Представитель одного из кредиторов «Мечела» – Сбербанка не стал комментировать вопрос о привлечении проектного финансирования.

«Для того чтобы не увеличивать долговую нагрузку (на конец 2012 г. чистый долг «Мечела» составил $9,6 млрд. – «Ведомости») и не нарушать банковские ковенанты по привлеченным синдицированным кредитам (к 30 июня 2013 г. отношение долг/EBITDA компании не должен быть выше показателя 7,5. – «Ведомости»), «Мечел» может реорганизовать часть активов, которые имеют отношение к Эльгинскому комплексу, и отдать долю в них ВЭБу в обмен на финансирование», – говорит один из собеседников «Ведомостей». По его словам, в эту компанию будет передана лицензия на месторождение, а также инфраструктура – железнодорожная ветка от Байкало-Амурской магистрали. Другой собеседник «Ведомостей» утверждает, что «рассматривается несколько вариантов развития Эльгинского месторождения, в том числе и этот, но, пока ВЭБ не одобрит заявку на проектное финансирование Эльгинского проекта, компания не будет ничего реорганизовывать».

После объявления финансовых результатов за 2012 г. гендиректор «Мечела» Евгений Михель заявил, что в 2013 г. компания намерена снизить капитальные затраты на 67% до $400 млн (в 2012 г. «Мечел» инвестировал в развитие $1,2 млрд). По его словам, порядка $130 млн будет направлено на поддержание мощностей, оставшаяся часть – на инвестпроекты: универсальный рельсобалочный стан (потратит около $70–100 млн), Эльгинское каменноугольное месторождение ($100 млн) и реконструкцию порта Посьет ($20–25 млн).