Статья опубликована в № 3653 от 15.08.2014 под заголовком: Имидж России мешает продажам

Продажи топлива на зарубежных заправках «Лукойла» могут снизиться из-за ухудшения имиджа России

«Лукойл» опасается, что из-за ухудшения имиджа России автомобилисты за рубежом будут избегать заправляться на принадлежащих компании АЗС
Меньше заправок. 3067

столько заправок останется у «Лукойла» за рубежом после того, как будет закрыта сделка по продаже сети АЗС в Чехии, Венгрии и Словакии. На этой неделе была закрыта сделка по продаже 238 заправок и шести нефтебаз на Украине

«Лукойл» предупредил инвесторов о возможном снижении розничных продаж за рубежом в краткосрочной перспективе. «Значительное ухудшение имиджа Российской Федерации в большинстве зарубежных регионов присутствия может негативно отразиться на восприятии потребителями бренда компании», - говорится в отчете «Лукойла» по РСБУ за II квартал. Указание на этот вид риска не появлялось в двух предыдущих квартальных отчетах компании. Представитель «Лукойла» не стал комментировать включение этого риска в отчетность.

У «Лукойла» на конец 2013 г. было 5867 АЗС (собственные, арендованные, франчайзинговые). 41% находится в России, 6% - в США, 41% - в Европе, 8% - в СНГ, 4% - в странах Балтии. В структуре продаж нефтепродуктов «Лукойла» на экспорт и розничные продажи за рубежом в 2013 г. пришлось 10,3%, или $10,83 млрд. Для сравнения: продажи на внутреннем рынке составили 8,95%, или $9,4 млрд. Выручка «Лукойла» в 2013 г. по US GAAP составила $141,45 млрд.

«Лукойл» развивает розничный бизнес за рубежом около 15 лет, напоминает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. «Лукойл» выполнял важную роль своего рода посла российского нефтяного бизнеса за рубежом, инструмента реализации российской глобальной энергетической стратегии», - рассказывает эксперт. Покупка АЗС в разных странах вместе с приобретением нефтеперерабатывающих активов, нередко дававшая синергический эффект, была частью стратегии, направленной на выход на новые рынки, обеспечение гарантированного сбыта за рубежом, говорит Нестеров.

Заместитель начальника управления ИК «Велес капитал» Василий Танурков считает, что в первую очередь риск потери клиентов относился к кампании «Не покупай российское», которая шла на Украине. После продажи сети АЗС «Лукойла» на Украине риск сохраняется: подобная кампания может повториться в других странах, например в Польше или США. Но в Европе «Лукойл» - это довольно сильный бренд, отмечает Танурков.

Другие крупные нефтяные компании, опубликовавшие отчеты по РСБУ за II квартал вчера, - «Роснефть», «Башнефть» и «Татнефть» - о подобном риске не написали. «Башнефть» лишь указывает, что дальнейшая эскалация санкций может затруднить доступ российского бизнеса к международным рынкам капитала и экспортным рынкам, привести к утечке капитала, ослаблению рубля и др. «Татнефть» ничего не пишет о санкциях, украинском кризисе и его влиянии на компанию. «Роснефть» отмечает, что растет экономическая и политическая нестабильность на Украине.

«Лукойл» впервые включил Украину в список стран с высоким уровнем политических и экономических рисков, «реализация которых может существенно осложнить деятельность компании в отдельном регионе и даже привести к ее прекращению». В одном ряду с Украиной стоят Ирак, Венесуэла, Кот-д'Ивуар, Гана и Египет. При этом впервые «Лукойл» указывает, что ситуация в Ираке «дестабилизирована» - до этого такое развитие событий считалось «возможным». В Ираке, где идут бои с боевиками так называемого Исламского государства, «Лукойл» разрабатывает месторождение «Западная Курна - 2». Компания вложила в проект $4 млрд. Уже в этом году, продав 15-20 танкеров нефти, «Лукойл» сможет вернуть более $2 млрд, заявил гендиректор Lukoil Overseas Андрей Кузяев в интервью корпоративному изданию (об этом пишет «Прайм»).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать