«Ласточки» могут исчезнуть из Сочи в день открытия горнолыжного сезона

В преддверии горнолыжного сезона немецкие поезда «Ласточка» могут исчезнуть из Сочи: РЖД и Краснодарский край не могут договориться о компенсациях монополии. Край обещает заменить «Ласточки» более дешевыми российскими электричками
В Красную Поляну в горах может проехать только «Ласточка»/ М. Стулов/ Ведомости

Со вчерашнего дня РЖД убрала из расписания 12 электропоездов «Ласточка» в Сочинском регионе, ссылаясь на то, что администрация Краснодарского края не компенсирует компании межтарифную разницу: между экономически обоснованным тарифом и реальной стоимостью билета. (Поезд - это рейс состава по маршруту в прямом направлении, без обратного.)

С сентября это уже третье сокращение «Ласточек»: из 80 поездов, которые ежедневно курсировали во время и после Олимпиады между Туапсе, Сочи и олимпийскими объектами, осталось 22. РЖД планирует с 20 декабря остановить все «Ласточки» в олимпийской столице - 2014, если не договорится о компенсации.

Организация пригородных перевозок в этом году неоднократно обсуждалась правительством РФ и президентом РФ, субъектам указали, что задолженность перед пригородными компаниями недопустима; при отказе администраций регионов от компенсации выпадающих доходов возможно сокращение пригородных перевозок вплоть до отказа от них, сообщили в пресс-службе РЖД.

не вовремя

Была договоренность, что краевой и федеральный бюджеты будут компенсировать выпадающие доходы РЖД от перевозки электропоездами «Ласточка» в Сочи в пропорции 50/50, Федерация ведет себя в этом вопросе пассивно, пока не будет уверенности, что мы эти субсидии получим, мы свою часть не намерены принимать, сказал 19 ноября замгубернатора края Иван Перонко на сессии краевого заксобрания.

«20 декабря [как раз в тот день, когда «Ласточки» могут остановиться] в Сочи официально открывается горнолыжный сезон (хотя курорты сами устанавливают дату, и «Роза Хутор», например, открывает сезон 12 декабря), продлится сезон до конца марта, рассказал замначальника управления по курортному делу Сочи Сергей Доморат. В Сочи четыре горнолыжных курорта: «Горная карусель» Сбербанка, «Лаура» и «Альпика-сервис» «Газпрома», «Роза Хутор» Владимира Потанина. В этот сезон Сочи планирует принять 813 400 туристов, в том числе 251 600 человек должен принять горный кластер, 220 100 человек - прибрежный (или Имеретинский) кластер и 341 700 - городской кластер, средняя загрузка горного кластера (его емкость - 7473 номера) составит в сезон 75-80%, продолжает Доморат.

Решение будет найдено, никто не позволит оставить этот участок без сообщения, тем более во время сезона, уверяют два чиновника краевой администрации.

Siemens в тарифе

В минувшую пятницу прошло очередное совещание края и РЖД, практически принято решение, что край с 20 декабря будет заводить на эти маршруты другого перевозчика, компанию «Кубань экспресс-пригород» (КЭП; см. врез), которая перевозила пассажиров в Сочи для Олимпиады, говорит краевой чиновник. КЭП оперирует российскими электричками ЭД4М, экономически обоснованный тариф для них будет раз в 7-10 дешевле, чем для «Ласточек» (поезд Desiro, разработанный Siemens, собирает в России СП Siemens и «Синары»), в тариф «Ласточек» заложена их высокая стоимость, объясняет он.

В пресс-службе РЖД подтвердили, что при расчете экономически обоснованного тарифа учитываются в том числе собственные расходы предприятия, на балансе которого находится подвижной состав. Появление другого перевозчика в компании не комментируют.

В 2011 г. РЖД заключила с Siemens контракт на поставку 240 составов «Ласточек» (по пять вагонов в составе) за 2,1 млрд евро, таким образом, один состав стоит 8,75 млн евро. Информация о стоимости наших электропоездов закрытая, сказал представитель «Трансмашхолдинга» Артем Леденев. «Российский ЭД4М стоит примерно 25 млн руб. за вагон, т. е. пятивагонный состав обойдется в 125 млн руб.», - говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

«До сокращения количества поездов «Ласточки» в Сочи перевозили до 16 000-17 000 пассажиров в день, сейчас - 4000-5000, они очень популярны, направление Туапсе - Адлер загружено более чем на 100%, направление до Красной Поляны - на 60-70%, но оплачивать «Ласточки» краевой бюджет не в состоянии, ЭД4М тоже комфортабельны», - говорит чиновник краевой администрации. По его словам, планируется запустить семь пар поездов на направлении Туапсе - Сочи, на направлении Сочи - Красная Поляна - пять пар, но ЭД4М в горы не поедут (там пути с переменным и постоянным током), для гор придется арендовать «Ласточки» у РЖД. ЭД4М также арендуются у РЖД.

«В России нигде «Ласточки» не смогли бы окупиться в режиме электрички. Если говорить о междугородном сообщении, то достаточные пассажиропоток и платежеспособный спрос есть только на направлении Москва - Санкт-Петербург, но там работают «Сапсаны», и вряд ли можно вписать еще столько составов»,- уверен Бурмистров. Вариант с «Аэроэкспрессом», по его словам, тоже не подходит: там уже есть подвижной состав и к тому же подписан контракт на поставку двухэтажных вагонов.

Кто заплатит

«Ласточки» и их бесперебойная работа стали одной из составляющих успешно прошедшей сочинской Олимпиады. К Играм РЖД построила совмещенную автомобильную и железную дорогу Адлер - Альпика-сервис с шестью тоннельными комплексами, ветку от Адлера до аэропорта Сочи и до Имеретинской низменности, станции Красная Поляна, Эсто-Садок, Олимпийская деревня и Олимпийский парк. 80 поездов обеспечивались 22 составами «Ласточек», все составы пока находятся в депо Адлер, сообщили в пресс-службе РЖД. Для «Ласточек» было специально построено депо, добавляет сотрудник монополии.

«[Вице-премьер Дмитрий] Козак (курировал подготовку к Олимпиаде. - «Ведомости») в курсе этой проблемы. Она обсуждается на его уровне, но финального решения нет. Это коммерческие взаимоотношения монополии и субъекта РФ, они сами должны договориться, ничего навязано не будет. Понятно, что транспортная доступность, которая была одним из козырей Олимпиады, должна сохраниться - надо только выработать экономическую модель», - говорит представитель Козака Илья Джус.

Убытки РЖД от перевозки «Ласточками» в Сочи с 20 марта (19 марта закончилась Паралимпиада и действие договора с администрацией края) до 1 ноября превысили 1 млрд руб., а к концу года с учетом сокращения поездов достигнут почти 1,5 млрд руб., сообщили «Ведомостям» в пресс-службе компании. Еще в феврале РЖД направила администрации края проект нового договора на период с 20 марта по 31 декабря 2014 г., по расчетам РЖД, экономически обоснованный тариф должен быть 156 руб. за одну зону (10 пассажиро-километров), но край до сих пор договор не заключил, а перевозки РЖД осуществляет на основании гарантийного письма вице-губернатора Вадима Лукоянова, рассказали в пресс-службе.

Утвержденный тариф для «Ласточек» составляет 14 руб. за зону. Билет от Сочи до Красной Поляны стоит 112 руб., а обоснованная РЖД цена будет около 1200 руб., говорит краевой чиновник. Компенсация компании не выплачивается потому, что нет договора на перевозки, а договора нет потому, что не решен вопрос с помощью федерального бюджета. К тому же край не согласен с оценкой РЖД собственных выпадающих доходов от перевозки «Ласточками», добавляет он.

Договоренность о разделе компенсации РЖД пополам между краевым и федеральным бюджетами была на уровне правительства РФ, были соответствующие поручения, но этот вопрос пока даже не дошел до Минфина, а застрял на уровне Минтранса, говорит другой чиновник крайадминистрации.

Пресс-служба Минтранса от комментариев отказалась. Минфин может субсидировать только перевозки по типам транспорта (например, пригородный, дальнего следования), но не по отдельным направлениям, сказали в пресс-службе министерства. Сотрудник Минфина пояснил, что компенсация напрямую из бюджета РФ потребовала бы внесения Госдумой поправок в закон о бюджете.