«Лукойл» окупил затраты на иракское месторождение «Западная Курна – 2»

Компания оценила их в $6 млрд
Иракские проекты «Лукойла» оказались не слишком выгодны для Ирака/ Atef Hassan/ Reuters

Президент «Лукойла» Вагит Алекперов сообщил, что его компания вернула себе все затраты на месторождение «Западная Курна – 2» в Ираке – они составили $6 млрд. По словам Алекперова, в этом году «Лукойл» инвестирует $1,5 млрд в бурение скважин на месторождении и подключение их к системе.

По данным Ирака, месторождение «Западная Курна – 2» – второе в мире по запасам нефти, его извлекаемые запасы оцениваются в 14 млрд баррелей.

«Лукойл» еще в 1997 г. в составе консорциума заключил с иракскими властями соглашение о разделе продукции на этом месторождении, но из-за санкций ООН не смог приступить к работе в срок. В 2002 г. тогдашний президент Ирака Саддам Хусейн расторг контракт.

Возвращение в проект произошло спустя семь лет. В 2009 г. консорциум «Лукойла» и норвежской Statoil выиграл тендер на разработку «Западной Курны – 2», через четыре года норвежская компания продала свою долю российской. Сейчас у «Лукойла» 75%, оставшиеся 25% – у Северной нефтяной компании (North Oil Company (NOC), государственная компания, принадлежащая министерству нефти Ирака). NOC не несет затрат, получая только долю в вознаграждении.

В Ираке «Лукойл» работает по сервисному контракту. Добыча на «Западной Курне – 2» началась в марте 2014 г. Изначально планировалось, что в 2017 г. добыча на месторождении составит 1,2 млн баррелей нефти в сутки, но из-за падения цен на нефть власти Ирака попросили не увеличивать добычу. В итоге сейчас на месторождении добывается 400 000 баррелей в сутки (около 20 млн т в год), а выход на проектную мощность в 1,2 млн баррелей перенесен на 2022 г. Это связано с тем, что часть нефти с проекта идет на возмещение затрат на разработку месторождений, таким образом, чем ниже цены, тем больше компенсационной нефти должен отдавать Ирак.

Интересы в Иране

«Лукойл» надеется подписать в апреле контракт на освоение двух месторождений в Иране – Эль-Мансури и Аб-Теймур, добыча которых может составить около 300 000 баррелей в сутки, рассказал Алекперов в интервью Reuters. Добытая нефть пойдет на терминалы в Персидском заливе, сказал он, «Лукойл» хочет работать без партнеров и надеется на экономическую эффективность новых контрактов.

«Действующие сервисные контракты не стимулируют инвесторов к активной инвестиционной деятельности по развитию проектов, они сегодня обременительны, в том числе и для правительства страны, так как компенсация зафиксирована в долларах США, – говорил в январе Алекперов в интервью «Интерфаксу». – Когда мы начинали проект, цена на нефть была $110 за баррель, сейчас ситуация изменилась. Поэтому фиксированное вознаграждение обременительно для Ирака».

«Лукойл» готов приступить ко второй фазе освоения «Западной Курны – 2», что позволит нарастить добычу до 27 млн т в год, говорил в июне 2016 г. первый вице-президент «Лукойла» Равиль Маганов. Но чтобы увеличить добычу, необходимы инвестиции, это все связано с корректировкой контракта, заявил в понедельник Алекперов. Стоимость этой второй фазы проекта оценивается в $6,5 млрд, говорил президент «Лукойла» в июне.

Второй проект «Лукойла» в Ираке – «Блок 10» (находится в 120 км от «Западной Курны – 2»). В 2012 г. «Лукойл» вместе с японской Inpex выиграл право на его освоение. Первая разведочная скважина дала приток в 1000 куб. м малосернистой нефти в сутки. Тем самым подтвержден прогноз геологов о наличии на территории «Блока 10» крупного месторождения углеводородного сырья, сообщал «Лукойл». Геологические запасы блока оцениваются в 3 млрд баррелей, сообщил в понедельник Алекперов: «Мы должны пробурить еще две разведочные скважины и потом уже согласовывать нашу программу обустройства. От открытия до ввода у нас цикл 5–7 лет».

Дебит скважины очень высокий, месторождение будет интересно для разработки, считает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров.

Кроме «Лукойла» в Ираке из российских компаний работают «Роснефть» и «Газпром нефть». По сервисному контракту Ирак платит небольшое вознаграждение нефтяным компаниям, отмечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Например, «Лукойл» получает $1,15 за каждый баррель добытой нефти на «Западной Курне – 2». На баланс нефтяные компании могут поставить нефть, которую получают в виде компенсации своих инвестиций, объясняет эксперт. Доля «Лукойла» в добыче на иракском месторождении составляет 11 млн т. В 2016 г. компания добыла в России 83 млн т нефти (данные ЦДУ ТЭК, их приводит «Интерфакс»).

Интересы «Лукойла» сфокусированы на Ближнем и Среднем Востоке, где много неразведанных запасов, продолжает Нестеров. Компания надеется на контракты и в Иране (см. врез). Но до сих пор непонятно, какие условия контрактов предложит Тегеран, напоминает эксперт: «Вряд ли контракты с Ираном будут подписаны в ближайшее время».