Доля российских производителей сельхозтехники к 2030 году достигнет 70%

Поддержку государства Минпромторг оценивает почти в 70 млрд рублей
Российский рынок сельхозтехники по сравнению может вырасти в 2,3 раза/ Максим Стулов / Ведомости

К 2030 г. российский рынок сельхозтехники по сравнению с 2016 г. может вырасти в 2,3 раза до 265 млрд руб., производство – втрое до 298 млрд руб., доля местной продукции – на 16 п. п. до 70%, а доля экспорта – в 5 раз до 50%. Это следует из проекта стратегии развития российского сельхозмашиностроения, опубликованного на сайте Минпромторга.

Из-за низкого спроса и малой доли экспорта мощности заводов загружены на 40–70%. Но у внутреннего рынка есть перспективы: парк «характеризуется критической недооснащенностью и высокой степенью износа». Численность тракторов и самоходных уборочных машин за 25 лет сократилась более чем в 6 раз до 312 000 шт. в 2015 г. Поможет загрузке и развитие экспорта: глобальный рынок в течение 2–3 лет может расти на 10–15%, в дальнейшем – на 3–5%, указано в стратегии.

Стратегия предполагает три этапа. На первом (2018–2021 гг.) чиновники предлагают обновлять парк, поддерживать производство, привлекать инвестиции. Главной мерой стимулирования спроса, как и сейчас, должна стать госпрограмма субсидирования скидок на сельхозтехнику. Размер скидки будет поэтапно снижаться: с текущих 15–20% до 5% к 2021 г. «Это позволит избежать шоков рынка и резкого спада приобретения сельхозтехники», – поясняется в документе. Также планируется поддерживать продвижение продукции за рубежом и создание там сервисной инфраструктуры. Расходы государства на этом этапе стратегии оцениваются в 45 млрд руб. В 2016 г. на госпрограмму субсидирования скидок было потрачено около 10 млрд руб., план на 2017 г. – почти 14 млрд руб.

На втором этапе (2022–2025 гг.) будет поддерживаться НИОКР, программы техперевооружения. Основная роль отводится экспорту. Господдержка оценивается в 22,4 млрд руб. (из них 18,4 млрд выделят на поддержку экспорта). На третьем этапе планируется поддерживать отрасль преимущественно с помощью нефинансового регулирования. Минпромторг предлагает поэтапно ужесточать требования к получателям господдержки.

«Целевые ориентиры проекта стратегии верные и выполнимы на 100% при сохранении политико-экономической ситуации», – сказал «Ведомостям» директор департамента маркетинга ГК «Ростсельмаш» Прохор Дармов. Компания планирует сохранять доминирующее положение на рынке и увеличить долю экспорта с текущих 12–14% до 20%. Господдержка, указанная в проекте стратегии, «нас более чем устроит», продолжает Дармов.

Основной владелец концерна «Тракторные заводы» Михаил Болотин считает, что в проекте не хватает анализа реализации предыдущих стратегий. Цель довести долю отечественной продукции до 70% реальна, соглашается он. Но субсидируемые скидки на закупку техники не нужно снижать, пока кредитные ставки на рынке не дойдут до европейских значений, думает он. А чтобы в разы увеличить экспорт, помимо поддержки в создании сервисных и складских сетей за рубежом нужна помощь в локализации, продолжает Болотин. Например, сейчас для экспорта в Европу идет техника с импортными двигателями, поскольку в России выпускаются моторы для сельхозтехники ниже «Евро-4». «Проект стратегии не ориентирует нас как производителей двигателей на то, какие в долгосрочной перспективе будут применяться технологии в секторе производства сельхозтехники, как именно будет стимулироваться процесс локализации. Это сильно усложняет планирование собственных инвестиций», – сказала вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева. Внести проект в правительство планируется в июне. Минэкономразвития изучает его, сказал представитель. Минсельхоз на вопросы не ответил.