«ВЭБ.РФ» запускает новый бренд индейки

После перехода «Евродона» под контроль госкорпорации прежняя марка осталась у основателя компании
Продукция «Евродона», перешедшего под контроль госкорпорации «ВЭБ.РФ», получит новый бренд – «Знатная индейка»/ Денис Гришкин / Ведомости

Некогда крупнейший в России производитель индейки – «Евродон» в марте 2019 г., по данным Роспатента, подал заявку на регистрацию нового товарного знака – «Знатная индейка». Компания собирается выпускать индейку под новой маркой, подтвердил представитель «Евродона».

Компанию основал ростовский бизнесмен Вадим Ванеев. Бизнес «Евродона» подкосили вспышки птичьего гриппа и финансовые трудности – производство фактически остановилось, а контроль над предприятием получил его основной кредитор – «ВЭБ.РФ» (ранее – Внешэкономбанк). Сейчас госкорпорация подбирает предприятию нового инвестора.

Агрохолдинг возобновил работу в ноябре прошлого года – после того как компанию покинул Ванеев, а за управление взялись структуры и менеджеры «ВЭБ.РФ». Родительское поголовье составляет 34 000 индеек, коммерческое – 600 000, рассказал представитель компании. В феврале заработал и мясоперерабатывающий завод, в первый месяц он выпустил 2000 т мяса в живом весе, сообщил представитель компании, а в марте – уже 4000 т. При Ванееве зимой 2017–2018 гг. на фермах «Евродона» одновременно содержалось порядка 3,5 млн птиц, тогда же завод вышел на проектную мощность – 12 000 т мяса в месяц. К приходу новой команды 1 ноября коммерческого стада уже не было, напоминает представитель «Евродона».

Прежде «Евродон» выпускал полуфабрикаты и колбасы под брендом «Индолина». Права на эту марку с 2009 г. принадлежат Ванееву. «Евродон» до последнего времени использовал это название по лицензионному договору, который должен был действовать до 6 октября 2025 г., но в январе 2019 г., по данным Роспатента, был расторгнут. Инициировал расторжение Ванеев, говорит человек, близкий к «Евродону». Сам Ванеев от комментариев отказался.

«ВЭБ.РФ» рассчитывает выручить за «Евродон» 10 млрд руб., говорит человек, знакомый с оценкой компании. Представитель «ВЭБ.РФ» это не комментирует. Госкорпорация может определить инвестора в мае, выбирать его «ВЭБ.РФ» будет по конкурсу, говорил в конце марта первый зампред госкорпорации Михаил Кузовлев (цитата по ТАСС). Предприятием интересовались многие крупные компании: «Дамате», «Черкизово», ГАП «Ресурс» и др., продолжает человек, близкий к компании. Представитель «ВЭБ.РФ» это не комментирует, представители всех трех компаний отказались от комментариев.

Начать выпуск продукции под брендом «Знатная индейка» «Евродон» рассчитывает во второй половине апреля, спрос на индейку растет, считает представитель компании. После ухода «Евродона», занимавшего 20–25% рынка, возник дефицит мяса, поэтому спрос стабильно высокий и будет расти в ближайшие месяцы, согласен президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев. Спрос на индейку растет, говорит представитель «Магнита».

В периоды промоакций бывает нехватка продукции из индейки, замечает представитель «Дикси». Новый бренд поможет развитию этой категории товаров, считает представитель «Ленты». Оба ритейлера готовы рассматривать предложение «Евродона», если оно поступит, говорят их представители. Пока «Евродон», по словам его представителя, будет отгружать ее через оптовых поставщиков.

Федеральных брендов индейки немного – после ухода «Индолины» остались «Индилайт» («Дамате») и «Пава-Пава» («Черкизово»), знает Давлеев. Новый бренд может столкнуться с трудностями – продажи могут оказаться ниже ожидаемых, марке потребуются время и затраты, чтобы стать узнаваемой и завоевать лояльность, считает руководитель консалтинговой практики «Стратосфера директория смыслов» Дмитрий Стрюков. Правда, он считает, что в категории индейки бренд не критически важен для покупателей. Но с учетом прошлых проблем компании с птичьим гриппом новый бренд может также помочь снизить негативное восприятие продукции предприятия, полагает эксперт.

Обсуждать перспективы новой марки «Евродона» можно лишь тогда, когда станет ясно, кто купит его активы и как будет их развивать, новая торговая марка может и не понадобиться, замечает Давлеев. Возможно, для структур «ВЭБ.РФ» марка потребовалась временно, чтобы распродать мясо, которое компания сейчас выпускает, рассуждает он. Наличие торговой марки сделает актив более интересным потенциальному инвестору и облегчит дальнейшее продвижение в торговых сетях, настаивает представитель «Евродона».

«Знатная индейка» звучит несовременно, за названием не прослеживается стратегии бренда, считает директор брендингового агентства Depot WPF Алексей Андреев. Предприятие в антикризисном управлении, поэтому основная задача сейчас вовсе не маркетинг продукции или развитие «Евродона», а его сохранение как целостной производственной площадки, подчеркивает представитель «Евродона». Новому инвестору логичнее вместо «Знатной индейки» вывести на рынок новый продуманный бренд, сделать из него большой федеральный проект, считает Андреев. Если производитель решит выходить в федеральную розницу и будет заинтересован в широкой географии продаж и быстром росте узнаваемости, затраты на продвижение составят не менее $3–5 млн, считает Стрюков.

Исправленная версия. ​В третьем абзаце уточнен период, когда содержалось 3,5 млн птиц.