Костин просит Путина помочь создать лидера зернового рынка

Он обещает выгоду российским сельхозпроизводителям
Президент банка ВТБ Андрей Костин и президент Владимир Путин/ Алексей Куденко / РИА Новости

Президент банка ВТБ Андрей Костин попросил президента России Владимира Путина помочь банку создать нового российского зернового лидера, сообщило агентство Reuters. «Ведомости» ознакомились с письмом, датированным 26 июня 2019 г.

Изучить вопрос поручено премьер-министру Дмитрию Медведеву, следует из документа. Работа идет, сообщил «Ведомостям» пресс-секретарь премьера Олег Осипов. Представитель ВТБ и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отказались от комментариев.

ВТБ проработал вопрос о создании национального лидера – Объединенного зернового холдинга, пишет Костин. Компания сможет решить две задачи. Первая – консолидировать активы в экспорте и хранении зерна, это позволит повысить «общую эффективность логистического плеча». Вторая задача – он станет ведущим трейдером российской пшеницы. Это, говорится в письме, обеспечит более выгодное для отечественных производителей ценообразование.

Часть активов за минувший год банк уже собрал, пишет Костин. У него есть 33,7% в Новороссийском комбинате хлебопродуктов (НКХП), одном из крупнейших в стране зерновых терминалов, и 50% минус 1 акция в Объединенной зерновой компании (ОЗК), которой принадлежит контрольный пакет НКХП. Эти доли банк получил за долги «Суммы» Зиявудина Магомедова. Также ВТБ купил другой крупный зерновой терминал – Новороссийский зерновой терминал, 50% плюс 1 акция железнодорожного оператора «Рус-транском» и 70% зернового трейдера «Мирогрупп ресурсы». Таким образом, создан Новороссийский кластер по перевозке и перевалке зерновых, резюмирует Костин.

Но для создания федерального вертикально-интегрированного зернового оператора в течение ближайших 2–3 лет этого недостаточно, нужна господдержка, считает Костин. В частности, нужна помощь с покупкой Зернового терминального комплекса Тамань. Сейчас им в пропорции 50:50 владеют украинский холдинг Kernel и швейцарский трейдер Glencore. Банк уже договорился о покупке доли Kernel, но необходимо разрешение правительства, и Костин просит дать соответствующее поручение. Представитель Kernel на запрос «Ведомостей» не ответил. В дальнейшем можно нарастить мощности в Тамани и объединить их с Новороссийским кластером, получив «сильный синергетический эффект», пишет Костин.

Если будут объединены мощности по перевалке зерна в Новороссийске и Тамани, то структура ВТБ сможет контролировать до 70% мощностей Черноморского региона – главного экспортного хаба для российского зерна, подсчитал гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько.

Еще одна просьба Костина – продать 25% ОЗК из принадлежащих государству 50% плюс 1 акция. Несмотря на то что компания стоит в плане на приватизацию на 2017–2019 гг., этот процесс фактически остановлен, сетует он. Вероятно, при помощи сложной сделки через механизм приватизации ВТБ намерен получить контроль над ключевым активом – терминалом НКХП, где у ВТБ пока миноритарная доля, полагает Рылько. Вопрос приватизации ОЗК Минсельхоз считает преждевременным, сообщил его представитель. На другие вопросы он ответил, что «речь идет о коммерческой деятельности группы ВТБ».

Костин пишет, что сейчас главную роль в обслуживании зернового экспорта играют международные трейдеры. На них приходится около 50% торговли российской пшеницей за рубежом, указывает Костин. По данным рейтинга «Прозерна», крупнейшим экспортером зерна в сезоне 2018/19 (оканчивается июнем) был ТД «Риф» Петра Ходыкина, его доля – 15,8%. На «дочки» Glencore, Olam International, Louis Dreyfus, Cargill, Cofco пришлось около 20% экспортных продаж. Доля международных трейдеров сокращается последние 6–7 лет, а доля российских трейдеров растет, говорит президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.

Иностранные компании не всегда торгуют на оптимальных для России условиях, а значительную часть добавленной стоимости оставляют в офшорах, продолжает Костин. Это утверждение некорректно: все международные компании, даже те, у кого собственники в России, имеют иностранные фирмы для торговли на мировом рынке – это необходимо для управления рисками и получения торгового финансирования, говорит директор «Совэкона» Андрей Сизов.

ВТБ уже контролирует около четверти зерновых перевалочных мощностей, в том числе половину в глубоководных портах, около 80% парка вагонов-зерновозов. Дальнейшее увеличение доли будет еще больше ограничивать конкуренцию, считает Сизов. В итоге объединенная компания сможет повышать тарифы на перевалку, ограничивать доступ к своему парку зерновозов для сторонних терминалов. Международные трейдеры в такой ситуации могут сократить присутствие в России, а компании, которые в последнее время начинали или планировали крупные инвестиционные проекты, могут их свернуть, полагает он.

Представители крупнейших международных трейдеров Olam International, Louis Dreyfus, Cofco на запросы не ответили, связаться с представителями Glencore и Cargill не удалось. «Ничего хорошего не светит», – опасается топ-менеджер крупного экспортера зерна. Если ВТБ будет честно конкурировать, то рынок просто получит нового крупного игрока. Если же это будет передел с использованием административного ресурса, то часть игроков может уйти, а часть доходов производителей зерна перетечет к ВТБ, считает он.

Ограничение конкуренции всегда снижает эффективность экспорта, отмечает Злочевский. В России и так недостаточно перевалочных мощностей и ставки на перевалку одни из самых высоких в мире. Если концентрация активов в одних руках приведет к дополнительному повышению ставок на перевалку, то это снизит закупочные цены у производителей и навредит им, а не поможет. Также давление на цену может оказать возможное снижение конкуренции среди экспортеров из-за увеличения доли ВТБ, говорит Злочевский.

Если ВТБ обратится в ФАС с ходатайством о создании такого оператора, то служба рассмотрит его «с учетом недискриминационного доступа грузоотправителей к перевалочным мощностям», заверил представитель службы. Также служба обещает уделить пристальное внимание вопросам тарифной политики группы ВТБ в морских портах, продолжает собеседник «Ведомостей».