Пандемия COVID-19 лишила «Камаз» квалифицированных рабочих
Автоконцерн завез мигрантов из Узбекистана и подумывает о привлечении заключенных«Камаз», нуждаясь в трудовой силе, в этом году впервые привлек к работе мигрантов – на предприятии работает 450 человек из Узбекистана, рассказал журналистам 16 декабря гендиректор «Камаза» Сергей Когогин. По его словам, рассматривается также возможность привлечения заключенных по программе ФСИН.
Причиной этого, по словам Когогина, стало то, что в период карантинных ограничений 2020 г. пришлось отправить на удаленную работу 1900 человек пенсионного возраста старше 60 лет. Те из них, кто работал на конвейере, по сути, оказались в вынужденном отпуске. В итоге половина из отправленных на карантин не вернулись к работе на предприятии после снятия ограничений весной 2021 г., сказал он.
«Кто-то сам решил, что больше не будет работать, кого-то из-за страха перед ковидом не пустили родственники. А это все высококлассные специалисты. Одномоментно мы лишились почти 1000 человек. Для нас это много», – посетовал Когогин. Общая численность персонала «Камаза» – примерно 32 000 человек.
Ввод ограничений для различных категорий граждан в связи с распространением коронавируса регламентируется региональными властями. В Татарстане, где находятся основные мощности «Камаза», ограничения для выхода на работу людей старше 60 лет вступили в силу летом – осенью 2020 г., вспоминает представитель компании. Отменять их начали лишь весной 2021 г.
По словам Когогина, ситуацию усугубляет то, что «Камаз» сейчас выпускает технику разных поколений. Например, производство грузовиков последнего поколения К5 требует минимального вовлечения персонала, а поколение К3 выпускается на возрастном оборудовании, автоматизировать которое бессмысленно. Среди наладчиков такого оборудования были в том числе и те, кто не вернулся с карантина, пояснил «Ведомостям» представитель компании.
Выходцы с «Камаза» обычно пополняли рынок труда Набережных Челнов. Сейчас «Камаз» не может отдавать кадры и в городе образовался их дефицит, говорит Когогин. Он оценил его примерно в 4000 человек. В Набережных Челнах проживает немногим более 532 000 человек.
Набережные Челны давно перестали быть моногородом, отмечает профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Наталья Зубаревич. По ее словам, «город давно не живет с «Камаза», поскольку в 1990-е начало развиваться частное предпринимательство. Сам же «Камаз», мощности которого позволяют выпускать до 70 000 грузовиков в год, с тех пор сильно снизил объемы производства, отмечает эксперт. Зубаревич не считает потерю 1000 работников критичной для предприятия.
С осени «Камаз» также увеличил зарплату своим сотрудникам, к концу года ее рост для отдельных категорий составит 25%, говорит Когогин. По его словам, к дефициту рабочей силы привел высокий восстановительный рост ВВП в стране и это оказывает серьезное давление на «Камаз».
Российская экономика начала расти рекордными темпами с апреля 2021 г. на фоне низкой базы прошлого года. По данным Росстата, во II квартале увеличение ВВП составило 10,5% в годовом выражении. В III квартале 2021 г. ВВП увеличился на 4,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а за девять месяцев – на 4,6%. Как ранее заявлял глава Минэкономразвития Максим Решетников, рост российской экономики в 2021 г. может превысить прогнозируемые правительством 4,2%. В следующем году ведомство ожидает роста ВВП на 3%.
По расчетам «Камаза», выручка компании по МСФО за 11 месяцев выросла на 24% по сравнению с тем же периодом 2020 г. до 234,7 млрд руб., EBITDA – на 48% до 19,3 млрд руб. За этот период было продано в общей сложности 38 920 грузовиков (+22%). По бизнес-плану, «Камаз» в 2022 г. планирует продать 45 000 автомобилей, 39 000 из которых – на российском рынке. Выручка должна достигнуть примерно 270 млрд руб. Предполагаемый объем инвестиций – 17 млрд руб., что сопоставимо с уровнем 2021 г.
Больших срывов производственных планов у «Камаза» не будет, но возможна дополнительная финансовая нагрузка на компанию, связанная с привлечением специалистов из других регионов, сказал «Ведомостям» аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.
Другие российские производители пока не сталкивались с потерей персонала из-за коронавируса. Представитель «АвтоВАЗа» отметил «Ведомостям», что по постановлению правительства Самарской области пожилые сотрудники уходят на удаленную работу, если они не привиты и имеют хронические заболевания. Исключение сделано для сотрудников, от функционала которых критически зависит работоспособность предприятия. Массовой проблемы исхода нет, добавил он.
На УАЗе работает 350 человек в возрастной категории 60+, сказал «Ведомостям» представитель группы «Соллерс», куда входит предприятие. Подавляющее большинство из них вакцинировано и продолжает работать. На удаленном режиме из них находится девять человек по медицинским показаниям, пояснил собеседник. Представитель группы ГАЗ от комментариев отказался.
В подготовке статьи участвовала Анастасия Бойко