Минтранс на треть снизил прогноз авиаперевозок пассажиров в 2022 году

Цены на билеты могут вырасти
Андрей Гордеев / Ведомости

Российские авиакомпании в 2022 г. перевезут ориентировочно 90–100 млн пассажиров, сообщил 22 марта на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике министр транспорта Виталий Савельев.

«Наша предварительная оценка – миллионов 90 мы перевезем. Потому что 87,5 млн мы перевезли [на внутренних рейсах в прошлом году]. Зарубежные рейсы прекратились, но россияне будут путешествовать. Предполагаем, что внутри России туристический бизнес будет развиваться», – сказал Савельев (цитата по ТАСС). Если Турция и Египет продолжат принимать российских туристов, по словам министра, поток авиапассажиров может достигнуть 100 млн человек.

В прошлом году пассажирские авиаперевозки выросли на 60% из-за низкой базы пандемийного 2020 года, с 69 млн до 111 млн человек, следует из данных Росавиации. До начала военной операции на Украине в конце февраля 2022 г. и введения против России санкций Минтранс ожидал, что пассажиропоток российских авиаперевозчиков будет выше, чем в допандемийном 2019 году. Тогда было перевезено 128 млн человек.

Пока же российские авиавласти в спешном порядке переводят воздушные суда в отечественный реестр и оптимизируют расписание полетов в условиях, когда не понятно, сколько самолетов в ближайшей перспективе останется «на крыле». По словам главы Минтранса, уже почти 800 из 1367 судов в коммерческих перевозках получили российскую регистрацию. При этом 78 самолетов отечественных эксплуатантов, по словам Савельева, было безвозвратно «потеряно»: их арестовали за рубежом при выполнении международных рейсов.

По данным Савельева, сейчас российские авиакомпании продолжают летать за рубеж на 193 самолетах. Это 148 Sukhoi Superjet 100, один Ту-204, а также 44 Boeing и Airbus, которые находятся в собственности перевозчиков. Российские власти хотят договориться с зарубежными лизингодателями о выкупе большего количества самолетов, но они не идут на переговоры, пожаловался министр.

Савельев также сообщил, что после введения антироссийских санкций из 114 зарегистрированных в России авиакомпаний лишь три не смогли подтвердить сертификаты летной годности (СЛГ) воздушных судов. Он добавил, что 32 авиакомпании из 22 стран мира «продолжают летать в России».

Санкции Евросоюза, Великобритании, США и ряда других стран из-за специальной военной операции на Украине создали серьезные риски для российской авиации. Зарубежным производителям, включая Boeing и Airbus, запретили поставки техники в Россию, продажу запчастей и сервис. Кроме того, лизинговые компании начали требовать возврата самолетов, а власти Бермудских островов отозвали у воздушных судов СЛГ (на конец февраля 2022 г. у российских авиакомпаний было 768 самолетов с бермудской регистрацией).

Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался. В других крупнейших перевозчиках оперативно не ответили на запросы. Источник «Ведомостей» в одной из крупных авиакомпаний сомневается в реалистичности таких прогнозов Минтранса «даже при условии, что перевозчики сумеют сохранить оставшиеся у них самолеты». С точки зрения возможных прогнозов по пассажиропотоку в 2022 г. показательными будут итоги марта, считает собеседник.

«ВТБ капитал» дает чуть более скромный прогноз, чем Минтранс, по объему авиаперевозок на 2022 г. – 85–87 млн человек. «Перевозки могут сложиться по нижней границе прогноза министерства», – полагает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Она напоминает, что аэропорты юга России уже месяц закрыты из-за военной операции на Украине.

18 марта Росавиация в очередной раз продлила запрет до 26 марта на полеты в 11 аэропортов, расположенных в центральной и южной частях страны, включая Краснодар, Анапу, Ростов-на-Дону, Геленджик и Симферополь. На популярные у туристов южные аэропорты в 2021 г., по оценкам Сахновой, приходилось порядка 20% всего авиатрафика. «То есть, если они и в летний сезон будут закрыты, стоит ждать не роста, а снижения внутренних авиаперевозок», – считает она.

Эксперт также напоминает, что в прошлом году были открыты популярные у россиян направления пляжного отдыха – Турция и Египет (часть отпускного сезона). Поэтому существенно увеличить перевозки в эти страны, по ее мнению, в 2022 г. вряд ли получится. Трафик в Турцию и Египет будет ограниченным, а в Сочи всех не отправишь, соглашается собеседник «Ведомостей» в авиакомпании из топ-10. «Из 87,5 млн перевезенных на внутренних линиях пассажиров в 2021 г. часть летели с дальнейшим трансфером за рубеж. Учитывая закрытые границы в Европу и США, люди уже так не полетят», – отмечает он.

Рост авиатрафика возможен, по мнению Сахновой, за счет внутрироссийских туристических направлений, таких как Алтай, Байкал, Камчатка, Сахалин.

Савельев пообещал сенаторам, что к лету авиабилеты подорожают, но «как всегда [в сезон высокого спроса] чуть-чуть». Но «ВТБ капитал» прогнозирует более существенный рост. «По нашим оценкам, билеты подорожают в 1,5 раза», – говорит Сахнова. Она поясняет, что рост цен произойдет в основном за счет лизинговых платежей из-за девальвации рубля и возможного увеличения стоимости авиакеросина примерно на 60% даже с учетом демпфера (механизм, сдерживающий рост цен на топливо в России). На эти две статьи приходится до двух третей в структуре расходов авиакомпаний. Аналитики «ВТБ капитала» также указывают на планируемый рост аэропортовых сборов, необходимость индексации зарплат персонала и прочие расходы.

По мнению Сахновой, в этой ситуации авиакомпаниям придется максимально снижать издержки и переходить на модель лоукостера.