«Герофарм» предлагает отменить госзакупки лекарств по упрощенной схеме в регионах

Подобная процедура ведет к ажиотажному спросу на препараты
На 7 апреля как минимум 47 из 85 регионов подготовили свои нормативно-правовые акты, устанавливающие дополнительные случаи и порядок определения единственного поставщика при госзакупках / Максим Стулов / Ведомости

Российский производитель инсулина «Герофарм» предлагает исключить лекарства из-под действия 46-ФЗ, дающего регионам полномочия проводить госзакупки у единственного поставщика. Соответствующее письмо («Ведомости» ознакомились с его содержанием) с просьбой провести совещание о применении норм этого закона компания направила в правительство России. Его представитель подтвердил получение документа, но на другие вопросы отвечать не стал.

Свое предложение генеральный директор «Герофарма» Петр Родионов объясняет рисками возникновения ажиотажного спроса и нехватки препаратов, как это уже случилось в аптечной рознице в марте. В итоге «в одном регионе на складах будет лежать восьмимесячный запас лекарств, в другом – месячный, а в третьем вообще ничего не будет», говорит он. До марта 2022 г. госзакупки у единственного поставщика были возможны, если такой указ или распоряжение выпустили президент или правительство, пояснила руководитель проектов «Актион госзаказ» Ирина Склярова. С принятием 46-ФЗ такое право получили и регионы, он разрешает заказчикам до 31 декабря этого года закупать у единственных иностранных поставщиков лекарства, не имеющие российских аналогов, пояснила она. Причем сама компания должна быть из страны, которая не вводила в отношении России санкции.

Однако один из пунктов ФЗ содержит формулировку о «иных случаях закупок у единственной компании», а это дает субъектам небывалую свободу творчества, обращает внимание представитель «Герофарма». С этим согласен и представитель Минпромторга, который признает, что этот пункт может быть слишком вольно интерпретирован регионами с точки зрения закупок лекарств у единственных поставщиков без ограничений. А это несет риски правовой неопределенности и злоупотреблений, заключил он.

Представитель ведомства добавляет, что изначально положения этого ФЗ были приняты для предотвращения перебоев в поставках лекарств и медицинских изделий. Они должны были снять нагрузку с региональных органов здравоохранения во время ажиотажного спроса на отдельные иностранные препараты. Федеральная антимонопольная служба (ФАС), комментируя 46-ФЗ, разъясняла, что региональные органы исполнительной власти при разработке локальных актов должны учитывать требования «Закона о защите конкуренции», следует из письма «Герофарма» в правительство. То есть, если есть возможность проводить конкурентные закупки, это следует делать. Кроме того, ФАС указывала, что решения о закупках у единственного поставщика должны приниматься с учетом защиты национальных интересов, принимая во внимание срочность проведения тендеров. Запрос в Минздрав остался без ответа, ведомство не уточнило свою позицию.

На 7 апреля как минимум 47 из 85 регионов подготовили свои нормативно-правовые акты, устанавливающие дополнительные случаи и порядок определения единственного поставщика при госзакупках. Среди них Москва, Санкт-Петербург, Белгородская, Оренбургская области и др., сказано в письме «Герофарма». Проанализировав эти акты, компания пришла к выводу, что большинство субъектов не учло позицию ФАС. Это означает, что препараты могут закупаться исходя из торгового названия, а не действующего вещества. Иными словами, регионы смогут выбирать единственными поставщиками иностранные фармкомпании, а те, в свою очередь, займутся ценовым демпингом, опасаются в «Герофарме». Российским же лекарствам будет сложнее получить доступ к участию в торгах, объясняет Родионов. Любые исключения из конкурентных процедур закупок должны быть четко определены, согласен представитель Минпромторга.

Изменения в госзакупках, которые вводит 46-ФЗ, не будут работать так активно, как кажется на первый взгляд, считает Склярова. По ее словам, единственные поставщики должны быть включены в специальный реестр, а он еще не создан. Кроме того, иностранным компаниям придется доказать, что российских аналогов действительно нет, – для этого потребуется заключение Минздрава по лекарствам и заключение Росздравнадзора по медизделиям. Она не считает, что региональные закупки у единственного поставщика будут пользоваться большим спросом. На практике в некоторых регионах согласования со специально организованными под реализацию поправок комиссиями настолько сложны и длительны, что конкурентная процедура оказывается быстрее и проще, объясняет Склярова. Поэтому, по ее мнению, это не приведет ни к недобросовестной конкуренции, ни к дефициту лекарств.

На фоне общей экономической ситуации в России у регионов вряд ли есть потребности в чрезмерном накопительстве товаров, скорее речь идет о поддержании тех объемов, которые жизненно необходимы медицинской сфере, соглашается партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Токарева. Спрос на лекарства растет, а предложение сокращается, поэтому в отдельных регионах возможны перекосы по наличию или отсутствию товаров, однако это уже вопрос регулирования и контроля новых норм, добавляет эксперт сервиса «Контур.Торги» в сфере закупок Елена Ежова.