«AliExpress Россия» назначила нового гендиректора

Решение о замене Дмитрия Сергеева на Сергея Гречина принято в рамках «внутренней реорганизации»
Новый гендиректор в СП «AliExpress Россия» Сергей Гречин/ aliexpress.ru

В СП «AliExpress Россия» сменился гендиректор. Вместо Дмитрия Сергеева, который руководил компанией с 2019 г., 30 сентября этот пост занял коммерческий директор по специальным категориям СП Сергей Гречин, следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Представитель «AliExpress Россия» заявил «Ведомостям», что решение о назначении нового руководителя было принято в рамках «внутренней реорганизации», отказавшись от дальнейших комментариев. «Дмитрий Сергеев остается в рамках группы AliExpress», – уточнил собеседник.

Смысл реорганизации представитель СП не поясняет. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что эта кадровая перестановка не связана с изменением стратегии и фактически закрепляет перераспределение полномочий, которое происходит с начала года. «Видится, что это назначение фиксирует фокус в деятельности Дмитрия Сергеева на стратегических вопросах и глобальных направлениях развития бизнеса в новых реалиях. А Сергей Гречин, который и ранее был вовлечен в операционное управление, сможет сфокусироваться на достижении безубыточности после трансформации структуры бизнеса», – объясняет эксперт. По словам Бурмистрова, у СП существенно снизилась доля локального сегмента и были оптимизированы расходы на создание логистической инфраструктуры.

Китайская Alibaba Group запустила интернет-магазин AliExpress в России в 2012 г. В мае 2015 г. Alibaba зарегистрировала российское юрлицо, гендиректором компании тогда стал Марк Завадский, бывший журналист и основатель PR-агентства Asia To Go Limite. В сентябре 2018 г. китайский холдинг договорился о создании СП в сфере электронной коммерции с Mail.ru Group, «Мегафоном» и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ), сделку закрыли в октябре 2019 г.

У Alibaba Group в «AliExpress Россия» была доля в 55,7%. «Мегафон» получил 24,3%, Mail.ru Group – 15%, РФПИ – 5%. В 2021 г. РФПИ вместе с инвестплатформой Mubadala Investment Company и другими ближневосточными суверенными фондами выкупили 7,85% акций СП у Alibaba Group, а «Мегафон» продал свою долю кипрской USM International Алишера Усманова и партнеров. Сейчас у Alibaba Group 47,85% в СП, у USM – 24,3%, у VK – 15%, у РФПИ – 12,85%.

Руководителями СП при создании были назначены глава AliExpress в России Лю Вэй и Сергеев, который до этого был заместителем гендиректора Mail.ru Group. С октября 2021 г. в качестве гендиректора компании в СПАРК значится только Сергеев.

Сейчас «AliExpress Россия» столкнулась с финансовой неопределенностью. Еще в августе 2021 г. Alibaba Group инвестировала в «AliExpress Россия» $192 млн, говорится в ее отчетности за финансовый год, завершившийся 31 марта 2022 г. VK заявляла, что в рамках раунда вложит в СП $60,3 млн. Принять в нем участие планировал и холдинг Усманова, но размер вложений не уточнял. Но, по данным источников The Bell, после начала СВО на Украине все четыре акционера «AliExpress Россия» отказались продолжать инвестировать в проект.

О том, что VK не инвестировала в «AliExpress Россия» после I квартала 2022 г., ранее писали «Ведомости». VK также заявляла, что полностью списала вложения в СП в размере почти 10 млрд руб. из-за обесценения доли на фоне экономической неопределенности, которая влияет на рынок электронной коммерции. В документе также говорится, что «непризнанная доля» группы VK в убытках СП за II квартал составила 1,6 млрд руб. Представитель VK объяснял «Ведомостям», что это общий убыток «AliExpress Россия» по МСФО во II квартале, умноженный на долю VK в СП (т. е. на 15%, или на 0,15). Это означает, что убыток всего СП во II квартале достиг почти 11 млрд руб.

По данным The Bell, на фоне отсутствия новых инвестиций и убытков с февраля 2022 г. «AliExpress Россия» сократила штат более чем на 50%, отказалась от части площадей и практически полностью остановила все рекламные кампании. Кроме того, как пишет издание, за этот период «существенно» сократились продажи локальных продавцов.

Показатели «AliExpress Россия» в этом году действительно ухудшились, констатирует Бурмистров. Если в I квартале 2022 г. показатель GMV (совокупная стоимость товаров, проданных на торговой площадке) вырос примерно на 15% по сравнению с предыдущим, то во II квартале он снизился почти на 14%. При этом GMV первого полугодия в целом остался на уровне первого полугодия 2021 г., отмечает он.

По данным «Infoline-аналитики», сегмент трансграничных продаж компании в первом полугодии 2022 г. сократился примерно на 8% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Рост локального бизнеса «AliExpress Россия» в первом полугодии составил примерно 20% по сравнению с тем же периодом 2021 г. Но, учитывая то, что компания сократила операции в локальном бизнесе, в III–IV кварталах динамика будет негативной, заключает Бурмистров. При этом, добавляет он, компания резко сократила убытки и потребность в дополнительном капитале, что позволяет рассчитывать на выход на безубыточность к концу 2022 г.

Партнер Data Insight Борис Овчинников считает, что СП придется сделать выбор: или дальше «сжигать деньги» в попытке догнать лидеров, или «резать косты» ценой отказа от прежних темпов роста и планов. «Учитывая, что задача стать одним из лидеров российского рынка выглядит теперь куда менее привлекательной, чем раньше (потенциальная капитализация такого лидера рухнула после 24 февраля в разы), логичным будет выбор в пользу урезания издержек», – говорит он. Эксперт считает, что AliExpress откажется от полного ухода из России и на время перефокусируется на развитие трансграничного направления. По словам Овчинникова, смысл этого – «в надежде пересидеть период неопределенности и вернуться к активной экспансии в случае улучшения прогнозов по России или выбывания из гонки кого-то из лидеров рынка e-commerce».