Производитель молока «Свитлогорье» добился регистрации бренда, под которым собирается ввозить сыр из Италии

Но сделать это легальным путем невозможно из-за действующих контрсанкций
Легальных возможностей ввозить сыр из Италии в настоящее время нет, сообщил «Ведомостям» представитель Россельхознадзора/ Unsplash

Палата по патентным спорам Роспатента согласилась зарегистрировать товарный знак Palazzo di Parma по заявке компании «Агуна-молоко». Соответствующее заключение было опубликовано на сайте Федерального института промышленной собственности (ФИПС) 27 декабря 2022 г. Заявитель, как следует из документа, утверждает, что под этим брендом он будет заниматься производством сыра в Италии, а затем поставлять его в Россию.

«Агуна-молоко», согласно «СПАРК-Интерфаксу», принадлежит предпринимателям Александру Морозову и Александру Мишукову, совладельцам компании «Русское молоко». Последняя выпускает молочную продукцию под брендом «Свитлогорье»: молоко, кефир, творог, сметану, сыры и проч. По данным «Контур.Фокуса», выручка компании по итогам 2021 г. составила 11,4 млрд руб. (+18% год к году), чистая прибыль – 216,2 млн руб.

Позвонив по телефону, указанному на сайте «Свитлогорья», корреспондент «Ведомостей» был соединен с представителем Дмитровского молочного завода (он входит в одну группу с «Русским молоком» и может перерабатывать более 100 000 т молока в год). Его представитель от комментариев отказался.

Заявка на товарный знак Palazzo di Parma была подана еще 13 января 2020 г., следует из заключения на сайте ФИПС. Но Роспатент сперва отказался его регистрировать: ведомство посчитало, что название бренда вводит потребителя в заблуждение относительно места происхождения товара (Парма – город в Италии. – «Ведомости»). Кроме того, он похож на товарный знак Prosciutto di Parma, который является зарегистрированным наименованием места происхождения товара и имеет более высокую степень защиты. Свидетельство на него было выдано итальянской компании Consorzio del Prosciutto di Parma еще в августе 2010 г. Там на запрос «Ведомостей» не ответили.

«Агуна-молоко» с первым решением Роспатента не согласилось. Как следует из материалов дела суда по интеллектуальным спорам (СИП), представитель компании утверждал, что бренд Palazzo di Parma является фантазийным и не указывает на конкретное место производства товара. Кроме того, у «Агуна-молока» есть договор поставки сыра, специально выпускаемого итальянской компанией Rizzi Ennio S.A.S. di Rizzi Moreno e Mauro, а значит, «товар будет действительно произведен в итальянском городе Парма. Суд с ее доводами согласился, и в июле 2022 г. президиум СИП признал отказ в регистрации этого бренда незаконным, обязав Роспатент еще раз рассмотреть заявку. А уже в ноябре прошлого года ведомству отказали в передаче дела в Верховный суд России. Запрос в Rizzi Ennio S.A.S. di Rizzi Moreno e Mauro остался без ответа. Судя по информации на ее сайте, компания специализируется на производстве медных кастрюль для молочной отрасли.

Легальных возможностей ввозить сыр из Италии в настоящее время нет, сообщил «Ведомостям» представитель Россельхознадзора. Руководитель дирекции юридической компании Vegas Lex Кирилл Никитин напоминает, что на коммерческие партии такой продукции действует эмбарго. Оно было введено президентом России Владимиром Путиным еще в августе 2014 г. в качестве ответной меры на секторальные санкции ЕС. Исключения при импорте есть лишь для товаров для личного потребления, продолжает Никитин. Кроме того, по его словам, часть такой продукции может попадать в страну через Белоруссию и Казахстан. Но ни суды, ни Роспатент не обязаны были проверять информацию о реальной возможности ввоза сыра, уверена партнер Semenov & Pevzner Екатерина Смирнова. Учитывая наличие действующего запрета на ввоз такой продукции в Россию, «Агуна-молоко», скорее всего, будет продавать под зарегистрированным брендом сыр, произведенный на собственных российских мощностях, предполагает исполнительный директор компании «Русбренд» Алексей Поповичев. В этом случае, если будет представлено доказательство, что сыр Palazzo di Parma производится не в Италии, а в какой-то другой стране, знак может быть аннулирован, добавляет управляющий партнер «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков. Также, по его словам, потребители могут обратиться в Федеральную антимонопольную службу с заявлением о привлечении «Агуна-молока» к ответственности за введение потребителя в заблуждение.

Владелец бренд-агентства Kaufman Станислав Кауфман говорит, что использование брендов итальянских сыров имеет смысл только в высоком ценовом сегменте. В низко- и среднеценовом сегментах потребители при выборе такой продукции ориентируются прежде всего на ее стоимость, а не название или происхождение товара, говорит он. Поповичев указывает, что многие производители пытаются мимикрировать под иностранные бренды, но за точным указанием места происхождения товара должен следить Роспотребнадзор. Представитель этого ведомства заявил, что изготовитель обязан указывать в маркировке пищевой продукции наименование и свое месторасположение.

В Роспатенте не ответили на вопросы «Ведомостей».