Иран заявил о планах создания газового хаба с участием России, Туркмении и Катара

Потенциальными покупателями топлива могут стать Индия и Пакистан
Министр нефти Ирана Джавад Оуджи/ KHALED DESOUKI / AFP

Власти Ирана стремятся создать газовый хаб в промышленном районе Асалуйе провинции Бушер на берегу Персидского залива и подключить к этой работе Россию, Катар и Туркмению. Об этом сообщил 7 июня министр нефти Ирана Джавад Оуджи, слова которого приводит местное информагентство ISNA.

«Исламская Республика [Иран] <...> обладая 33 трлн куб. м извлекаемых запасов газа, занимает второе место в мире по запасам этого ресурса. <...> Мы стремимся при содействии России, Туркмении и Катара превратить Персидский залив и Асалуйе в газовый хаб», – заявил Оуджи. Он не раскрыл детали проекта, но сообщил, что сейчас «идет необходимая подготовка и планирование».

О газовом хабе ранее говорили в контексте перспективного проекта распределения газа в Турции, который активно обсуждается с октября 2022 г. Через этот хаб российский газ могли бы закупать европейские страны. В начале февраля 2023 г. занимавший тогда пост министра энергетики и природных ресурсов Турции Фатих Донмез сообщал, что работы по созданию центра распределения и торговли газом в стране близятся к завершению, а первую торговую операцию планируется провести в этом году. В конце ноября 2022 г. стало известно об идее создать «газовый союз» России, Узбекистана и Казахстана (она пока не получила продолжения).

Сотрудничество России и Ирана в нефтегазовой сфере активизировалось в прошлом году на фоне усиления антироссийских санкций. Но еще в январе 2022 г. Тегеран предложил Москве проводить своповые поставки газа через свою территорию, сообщал Оуджи после переговоров президентов двух стран Ибрахима Раиси и Владимира Путина.

В октябре того же года курирующий ТЭК вице-премьер России Александр Новак сообщил, что на первом этапе планируется поставлять через своп около 5 млн т нефти и до 10 млрд куб. м газа в год. Уже в начале ноября Новак объявил о начале своповых поставок нефтепродуктов в Иран и отметил, что их номенклатура будет расширена. Он также напомнил о пакете договоренностей между «Газпромом» и National Iranian Oil Company (NIOC) по разработке газовых месторождений в Иране и возможности поставлять газ в третьи страны. По словам Оуджи, у российских и иранских нефтегазовых компаний есть контракт более чем на $4 млрд и «взаимопонимание с пулом крупных российских компаний» по контрактам на $40 млрд.

В середине сентября 2022 г. иранское агентство Fars сообщало со ссылкой на отчет министерства нефти страны, что Иран скоро начнет импортировать из России до 15 млн куб. м газа в сутки транзитом через Азербайджан. Из них 9 млн куб. м будут использовать на внутренние нужды страны, еще 6 млн куб. м – приниматься в рамках своповых поставок. Этот объем в виде сжиженного газа (СПГ) Иран планировал отгружать клиентам «Газпрома» с терминалов на юге страны.

«Газпром» и Иранская национальная нефтяная корпорация (NIOC) в июле 2022 г. подписали меморандум о взаимопонимании по стратегическому сотрудничеству на $40 млрд. Документ предусматривает, что компании изучат возможности сотрудничества по таким направлениям, как разработка месторождений Ирана, совместная реализация СПГ-проектов, строительство магистральных газопроводов, а также поставки газа через территорию Азербайджана и помощь РФ в завершении строительства газопроводов из Ирана в Пакистан и Оман.

Иран расположен между крупнейшими производителями газа – Россией (добыча в 2022 г. – 673,8 млрд куб. м), Туркменией (82,7 млрд куб. м) и Катаром (177 млрд куб. м в 2021 г.). В январе этого года Иран начал своповые поставки туркменского газа в Азербайджан по трехстороннему соглашению. Объем этих поставок составляет чуть более 4 млн куб. м в сутки, сообщал представитель азербайджанской компании SOCAR. С Катаром Иран разрабатывает совместное гигантское нефтегазовое месторождение Северное/Южный Парс в центральной части Персидского залива. Иран осваивает северную его часть, Катар – южную. Запасы месторождения оцениваются в 27 трлн куб. м газа и 7 млрд т нефти.

Расширение газового сотрудничества России с азиатскими странами происходит на фоне резкого сокращения трубопроводных поставок в Европу с 2022 г. Сейчас «Газпром» поставляет газ в Европу через Украину (заявка на 7 июня составила 40,6 млн куб. м), а также через ответвление от «Турецкого потока» (по данным на 5 июня, за предыдущие сутки было прокачано 20,6 млн куб. м; с 5 по 12 июня на трубопроводе профилактические работы). Поставки газа в Китай по «Силе Сибири» в 2022 г. увеличились в 1,5 раза по сравнению с 2021 г. до рекордных 15,5 млрд куб. м. Экспорт СПГ в прошлом году вырос на 8% и составил 46 млрд куб. м, сообщал Новак в январе 2023 г. Газовый хаб в Иране было бы сложно и нелогично использовать для перенаправления газа на запад – например, через Турцию в Европу, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Турция, по его словам, будет мешать этому проекту и «продвигать» свой хаб. «Для России такие поставки также не будут иметь экономического смысла, потому что стоимость транспортировки окажется слишком высока. Логичней для России будет поставлять газ через Иран в Пакистан и Индию, так как эти страны – потенциальные крупные покупатели. Для таких поставок нужно будет построить газопровод», – добавляет Юшков.

При этом уже сейчас Россия, подчеркивает эксперт, может поставлять в Иран по газопроводу через Туркмению достаточно большие объемы газа – до 30 млрд куб. м в год.

Если же Иран захочет построить СПГ-завод, у него возникнет проблема с доступом к технологиям сжижения, добавляет старший аналитик «БКС мир инвестиций» Рональд Смит. У Ирана и Катара нет собственных технологий по сжижению, поясняет он, у российского «Новатэка» есть «Арктический каскад», но эта технология пока не протестирована на масштабных проектах мощностью более 1 млн т в год. При этом Россия и Иран находятся под санкциями, что закрывает для них доступ к импортному оборудованию для крупнотоннажных СПГ-проектов, добавляет Смит.