Реформа закупок государства и госкомпаний сдвинулась с мертвой точки

Серьезно ужесточены правила будут только для государства
Полностью перевести в электронную форму закупки госкомпаний не удалось, следует из текста поправок/ Андрей Гордеев / Ведомости

Реформа закупок приблизилась к реализации – Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Минфин и Минэкономразвития согласовали поправки в законы о госзакупках и закупках госкомпаний. «Ведомости» ознакомились с последней версией законопроектов (подлинность ключевых положений документов подтвердили участник обсуждения в Госдуме и представитель ФАС). Представитель Минэкономразвития подтвердил их подготовку.

У поправок непростая судьба. Проект в первом чтении был принят еще в сентябре 2015 г. Потом забуксовал из-за сопротивления госкомпаний, им предлагалось избавиться от 3800 способов закупок и перейти на пять. За закрытый перечень процедур и перевод на электронные площадки госзаказа выступала ФАС.

Новая версия проекта закрепляет перевод всех торгов в электронную форму, но только для государства. Также закрепляет регистрацию поставщиков через единую информационную систему, отмену обязательного обеспечения контрактов до 5 млн руб. и перевод всех торгов на спецсчета. При полном переводе всех госзакупок в электронную форму предложения участников торгов станут анонимными, участвовать в торгах смогут все желающие, а выбор победителя будет более объективным, передал через представителя замруководителя ФАС Рачик Петросян. Также это поможет избежать манипуляций с бумажной формой заявок.

Полностью перевести в электронную форму закупки госкомпаний не удалось (см. врез), следует из текста поправок. Против этого выступал «Газпром», направивший в комитет Госдумы по экономической политике свои предложения, а также несколько других госкомпаний, говорит сотрудник комитета Госдумы. Представитель «Газпрома» не ответил на запрос «Ведомостей». «Газпром» также настаивал, чтобы законопроект урегулировал внутригрупповые сделки, рассказывает сотрудник комитета: сейчас при продаже сырья «дочке» он обязан организовать тендер. По законопроекту внутренние сделки не будут публиковаться на сайте закупок и будут проводиться как закупка у единственного поставщика.

Электронный вид закупок

Для госкомпаний в электронную форму будут переведены только закупки среди малого и среднего бизнеса, рассказывает Петросян, для них будет установлен закрытый перечень процедур, а сами закупки будут проводиться на электронных торговых площадках, работающих в сфере госзакупок (всего их шесть. – «Ведомости»). Перевести закупки в электронный вид предложено с 1 июля 2018 г., обязательно проводить такие торги в электронной форме нужно с начала 2019 г., говорит представитель Минфина: планируется принять нормативные акты для безболезненного перехода на новые процедуры.

Но принять законопроекты в весеннюю сессию Госдума может не успеть. В понедельник поправки должны были быть рассмотрены на заседании комитета по экономической политике, но рассмотрение так и не состоялось, а сам проект может быть перенесен на осеннюю сессию, утверждают два участника совещаний в Госдуме. Представитель комитета от комментариев отказался. Минфин считает необходимым принять законопроект в весеннюю сессию, уточнил его представитель. Надежда, что поправки будут приняты в эту сессию, есть, считает федеральный чиновник.

Правительство торопится перевести госзакупки на электронные процедуры в кратчайшие сроки, чтобы исполнить поручение президента Владимира Путина, объясняет руководитель Ассоциации директоров по закупкам Андрей Черногоров. Но сами проекты могут навредить закупкам, предупреждают эксперты. Отмена обеспечения заявок в закупках до 5 млн руб. приведет к манипуляциям со стороны недобросовестных поставщиков и возврату рейдерства в сфере госзакупок, которое было широко распространено до его введения, говорит гендиректор Единой электронной торговой площадки Антон Емельянов. Недобросовестные поставщики смогут шантажировать заказчиков и срывать торги, бесконечно снижая цену в ходе аукциона, опасается он. С ним соглашается гендиректор Агентства госзакупок Татарстана Яков Геллер – норма, которая должна была помочь малому бизнесу, может обрушить всю систему госзакупок.

Открытый же конкурс в электронной форме не улучшит процедуру торгов, считает Геллер, сохраняются субъективные критерии оценки. Сделать систему значительно прозрачнее и эффективнее помог бы каталог потребностей, считает он, но вместо этого планируется создать «каталог товаров работ и услуг». «Получается, что если дали больше денег – построим школу, а если меньше – садик», – заключает он. Законопроект не будет препятствовать развитию конкуренции, а, наоборот, улучшит ситуацию, считает представитель Минэкономразвития.

Зато поправки в закон о закупках госкомпаний по сути получились «беззубыми», указывает Черногоров: потерялась обязательность электронных процедур и остался нерешенным вопрос с регулированием электронных площадок, что не позволит решить проблему закупок у единственного поставщика.