Государство разбирается с дорожным кризисом на юге России

«Автодор» заказал проект развития дорожной сети во всем регионе
«Автодор» хочет избавить юг России от пробок /Серегй Портер / Ведомости

Госкомпания «Автодор» проводит конкурс на проработку проекта развития сети дорог Южного федерального округа, итоги будут подведены 18 сентября, говорится в опубликованной конкурсной документации. Начальная максимальная цена контракта – 349 млн руб. По его результатам будет понятно, какие дороги нужно строить в первую очередь, следует из документов.

Пробки возникают почти на всех трассах юга: например, с потоками автомобилей не справляются дальние подходы к Крымскому мосту (в районе Славянска-на-Кубани), заторы возникают в районе Джубги, г. Горячий Ключ и т. д.

Сложнее всего ситуация на побережье. В конце августа из-за завершения сезона отпусков загрузка главной дороги побережья А147 Джубга – Сочи – граница с Абхазией (на многих участках это двухполосный серпантин) увеличилась до 678,5%, сообщало ФКУ «Упрдор «Черноморье». В отдельные дни по дороге, рассчитанной на проезд 6000 автомобилей в сутки, проехало более 46 000 машин.

Альтернатива стоит дорого: строительство новой скоростной трассы Джубга – Сочи Минтранс оценивал в 1,6 трлн руб. Высокая цена объяснялась тем, что дорога почти целиком состоит из мостов и тоннелей. Вице-премьер Максим Акимов называл трассу Джубга – Сочи проектом не текущего президентского срока, но в сентябре министр транспорта Евгений Дитрих заявил, что решение о строительстве отдельных участков трассы может быть принято в ближайшее время.

«Автодор» осматривает весь Краснодарский край и Адыгею, чтобы до конца 2019 г. проработать новые маршруты, говорил летом его предправления Вячеслав Петушенко. Проект получил название «Черноморье», о результатах проработки госкомпания доложит в правительство. Главная задача – «освободить Черноморское побережье Краснодарского края от транзитного железнодорожного транспорта и пассажирского, чтобы Черное море было для отдыха», объяснял Петушенко. Проект «Черноморье» – это не отдельная дорога, а концепция развития скоростной сети на территории региона, учитывающая развитие альтернативных видов транспорта, объяснил представитель «Автодора». Освободить побережье от дорог можно, если построить новую трассу Джубга – Сочи и отодвинуть железную дорогу от побережья, объясняли участники совещаний по проекту.

Возможности бюджета ограничены и все дорожные проекты юга фактически конкурируют друг с другом, говорит участник правительственных совещаний.

Помимо Джубга – Сочи, новой трассы к Крымскому мосту Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк (формально это реконструкция), а также трассы М4 «Дон» в список для проработки вошли и другие объекты, следует из опубликованных документов. Госкомпания передаст исполнителю материалы проработки по перспективным проектам: Краснодар – Абинск – Кабардинка, дорогам к Новороссийскому транспортному узлу в Краснодарском крае, дороге Новороссийск – Керчь, недостроенному тоннелю на участке Шаумяновского перевала дороги Майкоп – Туапсе.

Чтобы обеспечить транспортную безопасность Сочи, прорабатывается строительство еще одного автомобильного подъезда в город по маршруту Черниговское – Дагомыс (Лазаревское). Этим летом участок дороги Джубга – Сочи после продолжительных ливней обрушился – проехать было невозможно.

Исполнитель проведет ранжирование – определит приоритетные проекты и этапность реализации, предложения о сроках и источниках финансирования. После этого правительство примет решение о целесообразности дальнейшей реализации того или иного проекта и ее способ. В состав работ включена разработка транспортной модели – чтобы спрогнозировать интенсивность движения транспортных средств на предполагаемых дорогах и определить оптимальные маршруты.

В Новороссийске транспортная ситуация критическая, рассказывает вице-президент «Центра экономики инфраструктуры» Павел Чистяков: «На въезде в город круглосуточная пробка из-за того, что большой грузовой трафик направляется к крупнейшему порту непосредственно через город». Комплексная концепция позволит учесть взаимное влияние дорог и проработать сценарии – показать, какая конфигурация дорог оптимальна для решения транспортных и экономических задач, говорит Чистяков.

Это один из редких конкурсов на комплексную оценку дорожных проектов в одном отдельно взятом регионе: обычно подобные конкурсы объявляются на отдельные трассы и даже на участки трасс, вроде обходов городов, – но правильно смотреть на такие проекты развития транспортной сети региона в комплексе, соглашается партнер «НЭО центра» Алексей Ефанов. С учетом того что подобные исследования для отдельных трасс стоят около 30–50 млн руб., стоимость комплексной оценки трасс целого региона не выглядит завышенной, считает Ефанов.