Новый законопроект о госзакупках защитит участников от западных санкций

Но при этом снизит возможности для контроля со стороны общественности
С принятием нового закона госзакупки станут прозрачнее/ Максим Стулов / Ведомости

Правительство внесло в Госдуму разработанный Минфином законопроект о внесении изменений в закон «О контрактной системе». Поправок предлагается много, так что в случае их одобрения законодателями процесс госзакупок изменится кардинально. Самая заметная новация – полная цифровизация госзакупок: документооборот на всех этапах будет осуществляться в электронном виде «по единым формам электронных документов» (сейчас электронный документооборот разрешен только на этапах планирования закупок и отбора подрядчиков). «Таким образом сокращается количество формируемых заказчиками при осуществлении закупок документов и минимизируется возникновение ошибок технического характера», – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Еще одно принципиальное изменение – сокращение количества способов выбора поставщика или исполнителя: вместо нынешних 11 останется только три наиболее распространенных – конкурс, аукцион, запрос котировок. В частности, исключаются двухэтапные конкурсы, которые, по мнению экспертов Минфина, «не нашли своего распространения и практически не применяются заказчиками: в 2019 г. было размещено всего 24 извещения о проведении таких конкурсов, по итогам которых заключено лишь 11 контрактов». Одновременно законопроект вводит понятие комплексной закупки, что позволит заказчику заключать сразу несколько связанных контрактов. «Например, выбрать компанию, которая будет заниматься уборкой не только помещения, но и прилегающей территории, включая двор здания», – приводится пример в пояснительной записке.

Важным новшеством является предоставление заказчику возможности обсудить все детали закупки с потенциальными поставщиками «на этапе планирования закупки (до размещения извещения об осуществлении закупки)». В действующем законе такого не предусмотрено – обсуждение деталей госконтракта и компетенций поставщиков возможно только во время конкурсных процедур.

Не забыли авторы законопроекта и о малом бизнесе: госкорпорации ВЭБ.РФ и региональным гарантийным организациям предлагается дать право предоставлять малому и среднему бизнесу банковские гарантии для участия в конкурсах на госзакупки. Это расширит доступ малым и средним предприятиям к таким закупкам, отмечается в сопроводительных материалах к документу. При этом законопроект вводит механизм «универсальной стоимостной предквалификации», устанавливающей возможность допуска к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн руб. только участников, имеющих успешный опыт исполнения контракта, заключенного в соответствии с законом о контрактной системе, независимо от предмета закупки в объеме исполненных обязательств в размере не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта.

Общественный бизнес-омбудсмен по закупкам Сергей Габестро считает, что с принятием нового закона госзакупки станут прозрачнее. «При использовании определенного программного обеспечения заказчику будут видны закупки исполнителя по контракту, что значительно упростит приемку товаров, работ и услуг. Цифровизация всего процесса снабжения – это единственный правильный путь, и государство идет по этому пути», – отмечает Габестро. Оговаривание всех условий до подписания контракта, по его словам, делает процедуру более эффективной.

Однако некоторые нововведения вызывают настороженность у экспертов. Речь, в частности, об «обеспечении конфиденциальности информации об участниках закупок и исключении из публичного доступа информации об их наименовании». По новым правилам, информация о закупках будет размещена в единой информационной системе в сфере закупок, но не на официальном сайте организации, а участники закупок могут не давать согласия на обработку персональных данных. Как отмечается в пояснительной записке, сделано это «в целях исключения возможности прослеживания цепочек сделок между конкретными заказчиками и конкретными участниками закупок с использованием общедоступной информации для последующего введения иностранных санкций недружественными государствами».

Заместитель директора Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Константин Головщинский считает, что эта новация поставит крест на общественном контроле в сфере закупок. «Понятно, что у недобросовестных заказчиков, которые сейчас находятся под прицелом возможного разоблачения со стороны активистов, развяжутся руки, – отмечает он. – Логику регулятора понять все сложнее – он одной рукой стимулирует переход на тотальное использование аукционов, потому что это самый простой и некоррупциогенный способ торгов, другой рукой убирает один из наиболее эффективных способов контроля – распределенный сетевой общественный контроль, бесплатный для бюджета».

Не согласен эксперт и с отказом от двухэтапных конкурсов. «На данный момент двухэтапный конкурс как способ определения поставщиков лидирует среди других способов и по уровню конкуренции (3,1 заявки на закупку), и по экономии (20,8%). Исключение этого способа торгов «во имя унификации» или «в связи с невостребованностью» ничем не обосновано», – говорит Головщинский. Он считает, что надо «не исключать и упрощать, а расширять ассортимент способов закупок, так как заказчики сталкиваются с совершенно разными закупочными ситуациями и максимальную эффективность могут продемонстрировать разные способы торгов».