Правительство создаст инвестиционную карту России

Инвесторы узнают, в каких регионах их ждут и какие условия работы будут им предоставлены
«Администрация каждого региона должна определить приоритеты инвестиционного развития», – потребовал первый вице-премьер Андрей Белоусов / Максим Стулов / Ведомости

В России появится единая система сопровождения и поддержки региональных инвестпроектов. 31 марта на заседании Госсовета ее анонсировал первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов. «Нужно создать устойчивые, неизменные и универсальные правила осуществления инвестиционной деятельности на уровне субъектов РФ. Эти правила должны быть унифицированными, понятными и простыми», – подчеркнул первый вице-премьер.

По его словам, работа по созданию новых правил инвестирования будет включать несколько блоков. Первый из них – инвестиционная декларация, где будут отмечены инвестиционные приоритеты региона на ближайшую перспективу и механизмы стимулирования инвесторов.

Второй блок – свод инвестиционных правил. Это пошаговые алгоритмы действий в ключевых для инвесторов ситуациях, например правила присоединения к сетям и процедуры получения разрешений. Третий блок работы – создание цифровой инвестиционной карты регионов с нанесением на нее максимально подробной информации для инвесторов, причем не в статике, а в динамике. Четвертое направление – создание инвестиционных комитетов, которые будут фиксировать возникающие у инвесторов на уровне регионов проблемы и добиваться их решения. При этом вся работа должна быть выстроена по принципу одного окна, где инвестору обязаны дать необходимые консультации и помочь с решением всех вопросов.

И наконец, будет создан реестр инвестиционных проектов, которые получают поддержку в регионах. Включение в него будет обязательным, в случае если регион оказывает поддержку проекту в том или ином виде или если регион претендует на компенсацию затрат из федерального бюджета.

Все эти данные будут отражены в единой информационной системе инвестиционного развития регионов вместе с информацией о транспортно-логистической, инженерной и образовательной инфраструктурах, работающих в регионе строительных компаниях, специальных налоговых режимах и административно-территориальном делении региона. Кроме того, на портале будет предусмотрена возможность подачи заявки на привлечение и переподготовку персонала. По словам Белоусова, уже в этом году пять регионов станут пилотными для внедрения новых правил инвестирования: Сахалинская, Тульская, Московская, Воронежская и Нижегородская области.

На цифровое сопровождение проекта претендует Сбербанк. «Нами наработан колоссальный опыт по созданию и применению цифровых решений как в госсекторе, так и в бизнесе, и мы готовы оказывать всестороннюю поддержку в развитии цифровой инвестиционной платформы», – говорит зампред правления Сбербанка Анатолий Попов, подчеркивая, что «Сбер» имеет все необходимые ресурсы и наработки, которые позволяют ему стать полноценным партнером правительства и региональных властей в этом вопросе».

Предпринимательское сообщество восприняло новую инициативу правительства с оптимизмом. «Создание нового инструмента, который предполагает участие регионов на стадии инициации проекта, в наших кровных интересах и для нас кажется решением многих проблем, потому что именно на региональном уровне чаще всего возникает недопонимание между инвестором и администрацией соответствующего региона», – говорит управляющий директор по реализации государственных программ развития и лесной политике Segezha Group Николай Иванов.

Однако многие эксперты сомневаются, что новая система поддержки региональных инвестпроектов сама по себе даст мощный рывок в привлечении инвестиций. «Сейчас в регионах замедляют инвестиционную активность три вещи: отсутствие гарантий стабильности законодательства, недостаток стимулирующих условий (длинные деньги, налоги, гарантии, обеспечение залогами), отсутствие квалификаций – большая часть инвесторов не знает, во что инвестировать, кроме простых франшизных продуктов.

Лишь немногие реализуют нишевые проекты, но под них нет никакой системы портфельных фондов, облигационных займов проектных компаний и других инвестиционных механизмов», – говорит директор Института экономики роста им. П. А. Столыпина, руководитель экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко.

Правительство хочет провести некую инвентаризацию проектов, проанализировать ситуацию в регионах, чтобы определить, на каких направлениях надо добавить поддержки и где возможен прорыв, отмечает он. «Мы со своей стороны предлагаем проактивный подход, когда мы не только ждем информации от регионов, но и предлагаем им концепции, как наращивать инвестиции и количество проектов на приоритетных направлениях», – утверждает Свириденко.

По мнению председателя совета директоров АО «Совфрахт» Дмитрия Пурима, инвестиционную активность в регионах тормозит избыточное внимание правоохранителей всех уровней. «На своем опыте убеждаюсь в том, что не успеешь начать инвестпроект, как к тебе уже на стадии проектно-изыскательских работ начинают приходить запросы на предоставление копий всех соглашений, документов и т. п. Зачем это знать государству, если я трачу свои деньги?» – недоумевает он. Пурим предлагает определить исчерпывающий список документов для отчетности по применению инвестиционного вычета и создать «единое окно проверок», чтобы контрольные органы могли взаимодействовать между собой без личного контакта с предпринимателями. «По крайней мере, до того, как те что-то нарушили», – уточняет глава «Совфрахта».

Первый вице-президент, руководитель направления «Пространственное развитие» ЦСР Наталья Трунова считает, что предложенные правительством меры смогут увеличить приток инвестиций в те регионы, которые и так занимаются улучшением инвестиционных условий, а также имеют хорошие стартовые условия относительно инфраструктуры. «Есть два важных направления, по которым необходимо работать помимо указанных правительством. Первое – создание крупных рынков труда и потребительских рынков помимо столичных агломераций за счет улучшения транспортной связанности в других территориях. Второе – сокращение излишних процедур, негативно влияющих на инвестиционный процесс», – говорит она, отмечая, что по этим вопросам также ведется работа.