Первый рейтинг по уровню развития ГЧП возглавил Сургут

Общая сумма инвестиций в инфраструктурные проекты 100 городов составила 321,7 млрд рублей
Первый рейтинг по уровню развития ГЧП возглавил Сургут / Василий Шитов / ТАСС

Сургут стал лидером рейтинга городов по уровню развития государственно-частного партнерства (ГЧП), составленного Национальным центром ГЧП (входит в группу ВЭБ.РФ). Как подчеркивается в исследовании, это первый в России рейтинг, сконцентрированный на специфике ГЧП в городах: при его составлении учитывались три критерия – развитие институциональной среды, нормативно-правовая база и проектный опыт.

Всего в рейтинг Национального центра ГЧП вошло 100 городов, при этом Москва и Санкт-Петербург не были включены в него из-за «несоразмерного объема городской экономики и возможностей в доходной части». Всего было проанализировано 189 реализованных ГЧП-проектов с общим объемом инвестиций 321,7 млрд руб., при этом на десятку лидеров пришлось 51,6% от этой суммы – 166,1 млрд руб.

Самое большое количество проектов ГЧП реализует Новосибирск (18 шт.), но наибольший объем инвестиций зафиксирован в Волгограде – 88,9 млрд руб. По отраслевой специфике преобладают проекты, связанные с созданием социальной (85) и коммунально-энергетической инфраструктуры (64), при этом коммуналка стала лидером по объемам инвестиций в ГЧП-проекты (291,7 млрд руб.).

Города-лидеры характеризует отлаженная система управления ГЧП-проектами на уровне органов местного самоуправления, информационная работа по привлечению инвесторов, повышение квалификации сотрудников в сфере ГЧП, наличие четких планов, а также методических рекомендаций по заключению концессий и соглашений о ГЧП, подчеркивается в исследовании.

Последние строчки рейтинга заняли такие города, как Братск, Королев, Симферополь, Псков и Стерлитамак. Все они не имеют опыта реализованных проектов, что является определяющим фактором. Нет у них также институциональных условий и нормативно-правовой базы для развития ГЧП.

«Среди факторов, негативно влияющих на позиции в рейтинге, можно отметить слабое межведомственное взаимодействие при подготовке проектов, неопределенность в полномочиях органа, уполномоченного на координацию сферы ГЧП, неэффективность проектного управления, – рассказывает генеральный директор Национального центра ГЧП Павел Селезнев. – Также определенное влияние оказывает информационная закрытость ряда городов в части планируемых к запуску проектов. Кроме того, часто присутствуют проблемы с наличием профильных компетенций у сотрудников органов власти, необходимых для качественной подготовки проектов». Селезнев отмечает, что большинство указанных проблем решается подключением городов к платформе «Росинфра», в рамках которой действует проектный офис, позволяющий заниматься подготовкой ГЧП-проектов в онлайн-режиме.

Примечательно, что ни один из сотни городов, вошедших в рейтинг, не получил одинаково высокие баллы по всем трем критериям. Выяснилось, что у 86% городов нет рекомендаций для частных инвесторов о том, как инициировать и реализовать проект ГЧП. У 32% отсутствует утвержденный порядок межведомственного взаимодействия на время жизненного цикла проектов. А у 61% муниципалитетов этот порядок есть, но пропущены те или иные этапы. Кроме того, у специалистов из 55% городов нет необходимой квалификации.

«В национальных целях развития, которые поставлены перед нами на ближайшие 10 лет, особое место отводится повышению качества жизни населения страны, – отмечает первый заместитель председателя, член правления ВЭБ.РФ Николай Цехомский. – Этого невозможно достичь без преобразования городской среды, создания современных инфраструктурных объектов, что потребует привлечения внебюджетных инвестиций».

Совместно с партнерами госкорпорация готова вложить в проекты развития городов около 1 трлн руб. В частности, ВЭБ оказал содействие Минпросвещения в разработке обновленной госпрограммы «Развитие образования» и готов софинансировать и привлекать банки-партнеры к строительству школ. «Мы для себя определили ключевые направления городской экономики среди которых: городской транспорт, образование, экология и т.д.», – говорит Цехомский. – Для эффективной реализации инвестиционных проектов по этим направлениям мы планируем создать систему оценки – Индекс качества жизни в городах».