«Ситимобил» предоставит таксопаркам деньги на ремонт и покупку шин

Банки неохотно кредитуют этот бизнес из-за высоких рисков
«Ситимобил» решил предоставлять краткосрочное финансирование таксопаркам / Андрей Гордеев / Ведомости

Один из лидеров рынка агрегаторов такси – «Ситимобил» – запустил свой первый финтех-продукт: таксопарки-партнеры смогут получать финансирование на короткий срок. Об этом «Ведомостям» рассказал директор по развитию специальных проектов для таксопарков «Ситимобила» Александр Воронов. Финансирование происходит посредством факторинга – деньги предоставит компания Smartfact под отсрочку платежа с процентом, рассказал гендиректор и совладелец компании Риналь Сулейманов (ему принадлежит 62,5% Smartfact, остальное – у банка ББР).

Факторинг – это инструмент финансирования дебиторской задолженности и покрытия рисков неплатежа со стороны покупателя. Он позволяет получить отсрочку платежей и обычно используется для оперативных целей: закрытия кассовых разрывов, оплаты за заказчика обязательств по контракту и проч. В отличие от кредита факторинг не требует залога, лимит может меняться, в договоре обычно три стороны. С таксопарком схема будет работать так: Smartfact перечисляет денежные средства парку, покупая дебиторскую задолженность от перевозок, «Ситимобил» удерживает часть денежных средств от перевозок (факторинговый кошелек в личном кабинете таксопарка), затем направляет денежные средства за таксопарк в Smartfact. Если денег не хватило, то по неоплаченному долгу отвечает уже таксопарк.

Получить деньги таксопарк сможет на срок от 1 до 10 месяцев под 6–8%. Минимальная сумма – 300 000, максимальная – 50 млн руб. Размер средств и срок финансирования будут зависеть от результатов анализа скоринговой модели. Ее основные критерии: срок работы таксопарка с агрегатором, количество работающих на линии машин, поездок, оценка таксопарка водителями, доля машин в лизинге, перечисляет Воронов. Чем больше машин, тем больше лимит, который получит таксопарк, объясняет он: лимит обновляется каждый месяц по результатам работы. Стало больше машин – лимит увеличится и наоборот.

Что такое «Ситимобил»

«Ситимобил» – одна из компаний совместного предприятия (СП) в сфере еды и транспорта Сбербанка и Mail.ru. Работает более чем в 70 городах России. Сервис – второй по количеству перевозок агрегатор такси в Москве: в начале августа на него приходилось 12,3% поездок, на лидера рынка, «Яндекс.Такси», – 86%, следует из данных столичного департамента транспорта. Остальную долю делят между собой агрегаторы Gett, «Максим» и Indriver. Выручка «Ситимобила» снизилась в 2020 г. с 2,9 млрд до 800 млн руб., следует из данных бухгалтерской отчетности в СПАРК. Убыток вырос с 5,9 млрд до 11,8 млрд руб. В агрегаторе рост убыточности объясняют тем, что в 2020 г. компания находилась в стадии активного роста и экспансии в регионы. Снижение показателя выручки в компании мотивируют тем, что в 2020 г. после создания СП компания начала применять МСФО: выручка рассчитана с целью единообразного учета в РСБУ и МСФО и отражается теперь с уменьшением на скидки и бонусы пассажиров и водителей. Для корректного сравнения операций компании наиболее правильным показателем является GMV (валовый оборот платформы), говорит представитель «Ситимобила»: он в 2020 г. вырос в 2,2 раза по сравнению с 2019 г. и составил 46 млрд руб.

После того как таксопарк получает деньги, он ежедневно через личный кабинет выплачивает задолженность – эта модель должна снизить риски внезапного дефолта таксопарка в отличие от модели, когда деньги списываются раз в месяц.

Например, если таксопарку нужно 300 000 руб. на пять месяцев, то в день он будет платить 2000 руб. плюс 160 руб. процентов, говорит Воронов. В этом случае за пять месяцев клиент переплатит порядка 24 400 руб., или 7,5%. Заработанные проценты «Ситимобил» и Smartfact будут делить между собой.

«Ситимобил» решил предоставлять краткосрочное финансирование, так как видит потребность таксопарков в операционных расходах – шины, ОСАГО, ремонт, взносы на лизинг, открытие новых офисов, рассказывает Воронов. «Ситимобил» планирует предоставить финансирование на несколько сотен миллионов рублей. Банки дают кредитные средства таксопаркам неохотно или под высокие проценты, говорит Сулейманов. Кроме этого, отмечает он, классические финансовые институты оперируют финансовыми показателями из отчетности таксопарков – скоринг, разработанный «Ситимобилом» и Smartfact, основывается на операционных показателях и анализе эффективности деятельности.

Один из партнеров-таксопарков «Ситимобила» – «Транстрейдинг» – уже воспользовался факторингом агрегатора, рассказал «Ведомостям» владелец парка Артем Акобян: он взял 2 млн руб. на 5 месяцев, итоговая ставка должна составить порядка 5%. По словам Акобяна, вся сумма практически сразу ушла на покупку ОСАГО для нескольких десятков новых машин. Он отметил, что модель, при которой с таксопарка взимаются деньги ежедневно, удобнее оплаты одной суммы в конце месяца. Срок факторинга закончится в сентябре, но парк планирует его продлить, рассказал Акобян: для расширения парка ему вновь понадобятся деньги для покупки ОСАГО – один полис стоит 42 000 руб.

Факторинг будет востребован у таксопарков, так как цель одна – увеличить лояльность таксопарка к конкретному агрегатору и удержать партнера, говорит представитель агрегатора «Максим»: таксопарки легко переключаются с одной платформы на другую, заменив на автомобилях наклейки за сутки. Для агрегатора это новое основание официально проводить партнерам инвестиционные средства – на стоимости услуг такси это не отразится, считает он. Факторинг – полезный продукт для таксопарков, он помогает им минимизировать финансовые и бизнес-риски, позволяя получать отсрочку платежей, говорит Ирина Гущина, представитель агрегатора такси DiDi в России, Восточной Европе и Центральной Азии. Но этот вид финансирования вряд ли может стать целевым направлением работы сервисов по заказу такси, в основе бизнес-модели которых лежат другие показатели, отмечает она.

В агрегаторе «Максим» рассматривали подобные программы, но отказались от них из-за сложности по контролю целевого использования средств, говорит представитель сервиса. «Не исключаем, что конкурент вскоре увидит объявления о продаже этих комплектов новых шин, которые он помог купить», – иронизирует он.

С точки зрения рисков бизнес таксопарков для банков не является прозрачным, объясняет бизнес-директор Делобанка Алексей Трегубов: с одной стороны, выручка зависит целиком от агрегаторов, с другой – почти все оборотные средства идут на выплаты водителям с большим лагом по времени поступления заработанных денег. На рынке высокая конкуренция и отключение агрегатором парка, проблемы и блокировки могут остановить весь процесс, отмечает Трегубов.

Сейчас агрегаторы помогают таксопаркам получить финансирование, но в основном это касается помощи в лизинге новых автомобилей для расширения таксопарка или получения страховок. В DiDi действует лизинговая программа, благодаря которой таксопарки могут приобретать автомобили компаний-партнеров на специальных условиях, включая субсидии от агрегатора и скидки до 12%. У «Яндекс.Такси» существует программа для таксопарков-партнеров, работающих с заказами «Яндекс.Go»: компания помогает со страхованием автомобилей, парк также может получить выгодные условия по лизингу и повышенные скидки у некоторых автопроизводителей. Более 70% машин такси в России находятся в лизинге, говорит гендиректор «ВТБ лизинга» Дмитрий Ивантер. На лизинг машин отечественной сборки для такси распространяется субсидия Минпромторга, которая позволяет сэкономить до 10% от их стоимости. Кроме того, стандартный кредитный продукт не подходит для такси.

В «Открытие факторинге» рынок таксопарков изучают и «будут рады ознакомиться с успешными кейсами в этом направлении, а в случае востребованности сервиса поддержим спрос своим предложением», говорит генеральный директор компании Александр Пестов.