За оказание банковских услуг в Telegram назначат штрафы

Разработкой мер ответственности занимаются Роскомнадзор и Госдума
С 1 марта 2023 г. в России вступил в силу запрет использования иностранных мессенджеров при оказании финансовых и государственных услуг/ Евгений Разумный и Максим Стулов / Ведомости

Роскомнадзор (РКН) обсуждает с депутатами Госдумы меры ответственности за использование иностранных мессенджеров банками и организациями, оказывающими госуслуги, сообщил «Ведомостям» представитель ведомства. Факт обсуждения таких мер «Ведомостям» подтвердил зампред комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин («Единая Россия»), не уточнив, какие именно новеллы могут быть приняты.

С 1 марта 2023 г. в России вступил в силу запрет использования иностранных мессенджеров при оказании финансовых и государственных услуг. Соответствующая статья была утверждена в законе «Об информации» в конце декабря 2022 г. Утром 1 марта РКН опубликовал на официальном сайте ведомства перечень из девяти мессенджеров, которые подпадают под новое регулирование. В перечень вошли такие сервисы, как Telegram, WhatsApp (входит в признанную экстремистской и запрещенную в России Meta), Viber, Microsoft Teams, Skype, Shapchat, Wechat и Threema.

«С момента вступления закона в силу контролирующие и надзирающие органы уже могут направлять его нарушителям предупреждения», – сообщил Горелкин. Будет ли достаточно этих предупреждений или нужны более сильные рычаги воздействия, станет понятно позже, добавил депутат. «Но определенные шаги в сторону проработки этих мер уже сделаны», – отметил он.

«Сейчас в законодательстве не предусмотрены меры ответственности для российских организаций за использование иностранных мессенджеров. Принятие таких изменений в КоАП обсуждается депутатами Госдумы», – рассказал «Ведомостям» представитель РКН.

Банки в мессенджерах

О планах использовать Telegram при оказании финансовых услуг в начале 2023 г. сообщили несколько российских банков, прежде всего подпавшие под санкции США ВТБ, Промсвязьбанк и Альфа-банк. Чат-боты должны были стать альтернативным каналом коммуникаций с клиентами взамен банковских приложений, которые были удалены из AppStore и Play Market.

1 марта представитель ВТБ сообщил «Ведомостям», что банк ранее направлял в РКН запрос на разъяснения, может ли он сохранить свой сервис в Telegram. В случае невозможности кредитная организация готова отказаться от поддержки своего Telegram-банка, уточнил он.

В феврале вопрос использования популярного мессенджера поднимала Ассоциация банков России (АБР), в которую входят в том числе Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Совкомбанк и др. В середине месяца АБР проводила заседание, на котором присутствовали заместитель руководителя РКН Милош Вагнер и представители Банка России. Вагнер тогда отмечал, что запрет использования иностранных мессенджеров при оказании финуслуг направлен на исключение рисков сбора персональных данных россиян за рубежом, а также «потери доступа клиентов к услугам банков в случае одностороннего отказа владельцев иностранных мессенджеров обслуживать российские организации».

«Пока мы можем только сказать, что продолжаем диалог с ведомством [РКН]», – сказал «Ведомостям» представитель АБР в ответ на вопрос, направляло ли само объединение или входящие в него банки какие-либо еще обращения в РКН.

В середине февраля в кулуарах Уральского форума председатель Банка России Эльвира Набиуллина заявляла, что в ЦБ не видят дополнительных технологических рисков в предоставлении банками услуг через Telegram. По ее словам, каналами часто пользуются мошенники, в связи с чем такие риски можно снизить путем внедрения «антифродовых механизмов».

Директор департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры Владимир Бенгин, выступая на Уральском форуме, также отмечал, что банки могут взаимодействовать с клиентами с помощью мессенджеров, но для этого необходимо обеспечить надежность каналов коммуникации. Впрочем, предупреждал он, этим могут воспользоваться мошенники.

По словам Бенгина, пользователи часто получают звонки от мошенников под видом [представителей] ЦБ и МВД через WhatsApp. Он уточнил, что от 65 до 85% всех мошеннических звонков сейчас проходит через этот мессенджер. При этом клиенты не замечают, что мошенники звонят им через WhatsApp.

Нужен ли Telegram банкам

Большинство опрошенных «Ведомостями» представителей банков сообщили, что не используют иностранные мессенджеры при оказании финансовых услуг. Некоторые из них, например Росбанк и банк «Зенит», используют Telegram и WhatsApp, но только как каналы для сообщения общей информации о деятельности банка.

Новое применение перечисленных РКН мессенджеров является вынужденным и поэтому не очень удачным, считает председатель комиссии по финансовой безопасности совета ТПП Тимур Аитов, все мессенджеры проектировались совершенно для других целей. Поэтому он рассматривает применение банками таких сервисов как временное и только для мелких платежей. «Вряд ли банковский клиент начнет оформлять многомиллионный кредит через Telegram, он придет для этого в офис», – считает Аитов.

Сфера финансовых услуг сама по себе является крайне чувствительной отраслью с точки зрения защиты информации, констатирует руководитель дирекции юридической фирмы Vegas Lex Кирилл Никитин. «Банки действительно редко напрямую используют (если вообще используют) мессенджеры при оказании финансовых услуг. Поэтому установленный запрет не окажет какого-либо существенного влияния на их текущую деятельность», – считает эксперт.

Для кредитных организаций запрет иностранных мессенджеров некритичен, так как через Telegram работали, как правило, чат-боты, при этом базовая функциональность онлайн-банкинга работоспособна и без них, говорит председатель правления ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров. Если в подобный чат-бот банк не закладывает функцию сбора персональных данных, то пользование мессенджерами не будет находиться под запретом, считает руководитель направления «Разрешение IT &I P споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле. В остальных случаях ограничения с высокой долей вероятности будут распространяться [на них], добавляет он.

Закон запрещает не работу в иностранных мессенджерах, а передачу платежной информации в них, говорит основатель Talkbank Михаил Попов. После удаления приложений подсанкционных банков из App Store и Play Market у банков не так много альтернатив и Telegram – лучшая из них, считает он. Поэтому мессенджер, вероятно, будет удален из списка РКН, полагает Попов. Но, по мнению Прохорова, список составлялся не для того, чтобы тут же делать в нем исключения.

Какие бывают штрафы

Минимальные штрафы для бизнеса, предусмотренные КоАПом, начинаются от 5000 руб. Существенные санкции для малого и среднего бизнеса начинаются от 100 000–500 000 руб., обращает внимание юрист Павел Катков, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций.

К более серьезным мерам относятся штрафы свыше 1 млн руб., а также оборотные штрафы, блокировки ресурсов и др., эти меры могут быть чувствительными для крупного бизнеса, добавил Катков. С ним согласна партнер ASB Consulting Group Екатерина Захарова. По ее словам, штрафы за серьезные правонарушения для юрлиц составляют от 500 000 до 1 млн руб.

В то же время такое явление, когда запрет на какие-либо действия присутствует, а ответственности за невыполнение требований нет, часто встречается в законодательстве, отмечает Катков. «Любая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. И если гипотеза (описание условий, при которых норма работает) и диспозиция (собственно норма) есть почти всегда, то санкция – далеко не всегда», – продолжил юрист. Он добавил, что санкцию иногда вводят не сразу, для того чтобы не было общественного резонанса.

«Обычно новая норма появляется совместно с понятной санкцией за ее нарушение. Но в последнее время нередко появляются подобные обязывающие нормы в сфере защиты персональных данных в отсутствие какой-либо санкции за нарушение», – согласился Шицле.