Интервью - Тото Вольфф, совладелец и исполнительный директор Mercedes AMG Petronas F1

«Мы не должны расслабляться и почивать на лаврах»
EPA/ ТАСС

Мы должны были встретиться с Тото Вольффом, руководителем команды Mercedes AMG Petronas, еще в Москве, до сочинского Гран-при Formula 1, первого в истории России. Но наши графики не совпали, и мы договорились сделать это интервью уже в Сочи. Mercedes AMG Petronas - лидер нынешнего сезона в Formula 1 по всем статьям: в Сочи команда завоевала престижнейший Кубок конструкторов, а два ее пилота - Льюис Хэмилтон и Нико Росберг - лидируют в общем зачете пилотов. Но так было не всегда, напоминает Вольфф, подтверждая, что отчасти успех команды в этом году связан с революционным изменением в правилах гонок, касающихся двигателей болидов. И добавляет, что почивать на лаврах Mercedes AMG Petronas не собирается.

Австриец признается, что уже давно полностью принадлежит «этому монстру» - Formula 1. Он сам бывший гонщик, начинал в чемпионате Австрии в классе Formula Ford в 1992 г. Несмотря на то что гоночная карьера оказалась скоротечной, Вольфф решил не покидать отрасль и заняться инвестициями в знакомый бизнес. В 1998 г. он основал инвесткомпанию Marchfifteen, в 2004 г. - Marchsixteen, и обе они фокусировались на вложениях в интернет-компании, небольшие технологические и промышленные компании, в том числе связанные с автоспортом. Пути Вольффа и Mercedes пересеклись в 2006 г., когда Marchsixteen купила 49% в компании HWA AG, отвечавшей за развитие гоночной команды Mercedes-Benz в чемпионате мира DTM, а также производившей двигатели Mercedes для болидов Formula 3. В 2007 г. HWA AG провела IPO.

В 2009 г. Вольфф стал партнером по бизнесу двукратного чемпиона мира в Formula 1 Мики Хаккинена - их компания управляла делами ряда гонщиков. В том же году Вольфф купил долю в Williams F1, единственной публичной команде в Formula 1. А в 2012 г. австриец, владевший 16% компании, которая управляет Williams F1, стал исполнительным директором этой команды. Уже через полгода он занял такую же должность в Mercedes AMG Petronas.

Сотрудники этой команды признаются: Вольфф и руководство Mercedes AMG Petronas относятся к членам команды, как к своей семье. И показывают памятные медали с каждого Гран-при чемпионата, которые получает каждый сотрудник - от механиков и инженеров до работников кафетерия. В честь победы Mercedes AMG Petronas в Кубке конструкторов сотрудники команды собрались в ее штаб-квартире в Брэкли, вышли на улицу и образовали гигантский значок Mercedes. Британские СМИ пишут, что на премирование сотрудников за эту победу концерн потратит более $11 млн, но представитель команды не подтвердил это «Ведомостям». Система бонусов, по его словам, была утверждена до начала сезона, но все эти цифры конфиденциальны.

Мы с Вольффом сидим в кафе в доме Mercedes AMG Petronas напротив гаража команды, рядом пьет кофе Ники Лауда, по паддоку неспешно прогуливаются Жан Алези и Дэвид Култхард. На улице +25 градусов, и Вольфф с неизменной улыбкой отвечает на приветствия знакомых. На завтрашний после интервью день его команда выиграет Кубок конструкторов, «очень важный титул для нас», говорит бизнесмен. Я прошу Вольффа дать прогноз на гонку, упомянув, что Берни Экклстоун поставил «на одного из парней Mercedes». «Чемпионат среди пилотов мы еще не выиграли, но можем в случае победы одного из наших гонщиков набрать очки и даже увеличить отрыв. Впрочем, прогнозировать результаты гонок в таком виде спорта, как наш, довольно глупо - даром тут никому ничего не достается», - серьезен Вольфф.

- Что важнее для Mercedes AMG Petronas - выиграть чемпионат среди пилотов или праздновать победу в Кубке конструкторов?

- Важны оба титула. Например, возьмем Кубок конструкторов. Если мы его выигрываем, это означает, что Mercedes - лучший автопроизводитель среди тех, кто занимается таким престижным делом, как Formula 1. Это важно и для финансовой составляющей нашего бизнеса - с помощью таких побед увеличиваются его доходы.

А если мы говорим о первенстве гонщиков, то это, конечно, у всех на виду и на слуху. Люди всегда знают и помнят пилота, который становится чемпионом мира в Formula 1 в каждом отдельно взятом сезоне.

То есть победа в Кубке конструкторов влияет на финансовую часть и популярность марки Mercedes, а победа конкретного гонщика увеличивает его узнаваемость, узнаваемость бренда команды и «медийную стоимость» пилота. Это ценится выше всего, когда пилот твоей команды стоит на первой ступеньке подиума.

- Давайте посчитаем. Четыре команды в следующем сезоне будут выступать с двигателем Mercedes, это больше, чем у Ferrari или Renault. Что вы чувствуете, когда понимаете, что более трети всех команд в F1 выбирают Mercedes?

- Быть производителем и поставщиком двигателей для Formula 1 - часть нашей бизнес-модели. В 2010 г. мы решили приобрести команду, чтобы участвовать в гонках под собственной маркой. А работать для нескольких команд гораздо сложнее, чем иметь только одного потребителя и две машины. Даже в этом случае необходимо очень сильное подразделение по разработке двигателей, проехать миллион километров, чтобы увидеть и учесть все ошибки, протестировать и сделать мотор еще лучше.

Поэтому когда вы работаете с несколькими командами, вы получаете прибыль от продажи двигателей этим нескольким клиентам, а также пользуетесь полученными знаниями и опытом и улучшаете мотор, ведь они стоят на восьми разных болидах.

- Можем ли мы увидеть в ближайшие годы других производителей двигателей в Formula 1? Кого-то нового?

- Ну посмотрите, в следующем году Honda будет поставщиком двигателя для команды McLaren. И в недавнем интервью Ясухиса Араи, руководитель подразделения Honda Racing, сказал, что причина, по которой Honda вернулась в Formula 1, - новые требования к двигателям. То есть Honda никогда бы этого не сделала, если бы не эти изменения в правилах. Может, и другие производители двигателей присоединятся к Formula 1 в ближайшее время - все это может быть связано с новыми правилами. Вот и ответ на ваш вопрос.

- Эти изменения - одна из главных причин успешного выступления Mercedes AMG Petronas в этом сезоне?

- Конечно, это так. Этот сезон очень показательный - мы видим на примере нескольких команд, которые хорошо подготовились к изменениям в правилах регулирования моторной части. Мы в Mercedes AMG проделали хорошую работу, и в комбинации c очень хорошим шасси - возможно, лучшим в этом сезоне - сейчас мы самая конкурентоспособная команда в Formula 1. Но это не значит, что мы должны расслабляться и почивать на лаврах в будущем: Formula 1 - очень конкурентный вид спорта.

- Как вы оцениваете уход Себастьяна Феттеля из Red Bull и его приход в скудерию Ferrari?

- Не знаю, что сказать. Я смотрю на ситуацию из боксов Mercedes AMG Petronas, я не инсайдер в Red Bull. Поэтому я должен быть очень аккуратным в высказываниях о других командах и их пилотах. Когда видите, что пишет пресса, надо понимать, что часто эти вещи не отражают реальность происходящего.

Возможно - и это то, что я вижу и слышу, - возможно, Себастьян расстроен тем, как команда выступает в этом сезоне. Наверное, есть и другие причины, я не знаю. Конечно, Ferrari - самая идолизируемая команда Formula 1, кроме Mercedes. (Улыбается.) Конечно, если у пилота есть возможность выступать за тот же Mercedes, он воспользуется ею. Это хорошо.

- Как вы думаете, станет ли Ferrari сильнее с приходом Феттеля?

- Нет.

- Почему же?

- Потому что я считаю Фернандо Алонсо одним из лучших гонщиков в Formula 1. Он умен, быстр, у Фернандо огромный опыт, и я не уверен, что Себастьян способен выступить в Ferrari лучше, чем Алонсо.

- О том, что вы выиграли из-за изменений правил, которые коснулись двигателей, мы поговорили. Каковы другие причины удачного выступления Mercedes AMG Petronas?

- Мы собрали в нашей команде лучших специалистов по автоспорту, и очень важно, что концерн Daimler (основной владелец Mercedes AMG Petronas. - «Ведомости») понимает наши нужды, понимает, как должна быть устроена гоночная команда. Мы довольно интересный пример, поскольку Daimler дает нам свободу в принятии решений. Мы до сих пор довольно маленькая компания по сравнению с гигантской Daimler Group, но решения у нас принимаются гораздо быстрее, чем в большой корпоративной структуре. И в этом наше отличие от многих автопроизводителей, у которых есть собственные, очень успешные и не очень, команды в автоспорте - Toyota, Renault, BMW и Honda и т. д.: в том, что Daimler понимает, что нам нужная такая свобода. Вот почему мы столь успешны.

- Давайте поговорим о бизнес-составляющей. Какова структура доходов команды и что приносит Mercedes AMG Petronas наибольшую выручку?

- Смотрите: 75% наших операционных затрат рефинансируется, покрывается спонсорскими контрактами Mercedes AMG Petronas, отчислениями Formula One Management TV, отчислениями от рекламы на трассе, отчислениями промоутеров и т. д. Остальное платит Daimler Group.

- То есть команда убыточна?

- Да, это так. Наш бюджет на этот сезон - около 200 млн евро. Но мы также должны упомянуть, что при этом media advertising value Mercedes AMG Petronas - более $1 млрд. То есть это те деньги, которые нужно потратить на рекламу на телевидении, чтобы добиться такой узнаваемости бренда Mercedes AMG Petronas и рекламной отдачи. И если вы посмотрите на наши затраты и сравните их с отдачей и media advertising value, нашей маркетинговой стоимостью, то получите один из лучших показателей с точки зрения маркетинга в нашем бизнесе.

И здесь мы снова возвращаемся к тому, как выступление ваших пилотов влияет на бизнес. Все это работает, если вы добиваетесь успеха. Если же нет, вы сильно вредите имиджу того автопроизводителя, с которым работаете. Если вы не побеждаете в гонках, это плохо для бренда и его продукции.

- Вы владелец почти трети команды Mercedes AMG Petronas. Видите ли вы потенциал для роста прибыльности вашего бизнеса? Если да, то где эти ресурсы?

- Модель, которую мы используем и в рамках которой существуем, мне очень нравится. Дело не только в том, что мы тратим на команду деньги, которые не всегда можем вернуть. И не только в том, что считаем media advertising value. Мы часть Daimler Group, ключевой бизнес которой - производство автомобилей. А наши машины сейчас самые быстрые. (Улыбается.) Наша команда делает очень много для рекламы автомобилей и стоимости бренда, причем обходится нам это гораздо дешевле. Думаем ли мы, что можем быть прибыльным подразделением группы? Да, это вполне возможно, но сейчас, на данном этапе развития, это не так важно, поскольку с точки зрения чистого маркетинга для Daimler Group мы очень, очень, очень прибыльное подразделение.

- То есть если вы теряете деньги здесь, в Formula 1, вы все равно выигрываете, когда продаете автомобили Mercedes?

- Абсолютно точно. Бренд Daimler, бренд Mercedes выигрывают от наших побед - компания привлекает новых покупателей, новых клиентов для своих продуктов. Вот так это и работает в конце концов.

- Популярность Formula 1 в последние годы снижается, телерейтинги падают. Вас это беспокоит?

- Нет, это не так. Есть страны, в которых телеаудитория снижается, но речь о 5-10% всех Гран-при в календаре чемпионата. Это происходит потому, что в этих странах изменилась модель показа: трансляции Formula 1 ушли с бесплатного телевидения на платные каналы. Поэтому здесь все объяснимо, аудитория падает. Но есть страны, где интерес аудитории к нашему виду спорта остается на прежнем высоком уровне: например, рейтинги Formula 1 в Великобритании на Sky Sports и BBC растут. И это очень хорошие новости.

И еще одна важная вещь. Люди смотрят гонки Formula 1 не только по традиционному телевизору - очень активно растет доля digital-просмотров, платных трансляций в интернете. С учетом этого цифры меня радуют.

- Как вы оцениваете стоимость своих инвестиций в команду Mercedes AMG Petronas?

- Структура акционеров команды проста: мне принадлежит 30% Mercedes AMG Petronas, у Ники Лауды - 10%, 60% - у Daimler Group. При этом мы купили команду не в лучшие ее времена. Оценить бизнес просто: если он генерирует доходы, повышает стоимость бренда и имеет хорошую media advertising value, у команды хорошие результаты на трассе и в чемпионате, его стоимость растет. И наоборот.

- Ну вот сколько сейчас стоит Mercedes AMG Petronas? Какие-то оценки у вас в голове или на бумаге есть?

- Ну, с этим сложнее. Лишь одна команда публичная - Williams F1, она стоит около 200 млн евро (капитализация компании Williams Grand Prix Holdings, управляющей этой командой, по данным на 17.00 мск 22 октября, - 165 млн евро. - «Ведомости») исходя из ее биржевых котировок.

- А если сравнить вас с Williams?

- Сравнивать некорректно - это абсолютно разные компании. Многое зависит от долгосрочной стратегии компании и команды. То есть я не могу сказать, что Mercedes AMG Petronas стоит столько сотен миллионов евро. Или миллиард. Не могу. Даже если вы возьмете другие виды спорта - клубы NBA, NFL в США или футбольные клубы в Англии, все равно сложно оценить стоимость этого бизнеса.

- Какие-то новые инвесторы у Mercedes AMG Petronas могут появиться?

- Нет, таких планов нет, мы всем довольны, нас всех нынешняя структура полностью устраивает. Структура владельцев команды была выбрана Daimler так, чтобы этим бизнесом управляли его совладельцы.

- Если не Formula 1, какой вид спорта вам ближе всего?

- А что, есть другие виды спорта? (Смеется.) Мне нравятся и другие виды спорта, но я уже давно принадлежу этому монстру (улыбается), ведь это работа на 24 часа в день и на всю неделю. Вообще, я люблю кататься на лыжах (я австриец), люблю пешие прогулки. Когда был юным, играл в регби. Футбол? Нет, с круглыми мячами у меня как-то не складывается: теннис, пинг-понг, футбол - это все не про меня. Я промахиваюсь по мячу, вот почему мне ближе овальный мяч для игры в регби (смеется).