Выставка Юрия Аввакумова "Проверка зрения": Несколько способов заставить рассматривать свои фотографии

Выставка «Проверка зрения» Юрия Аввакумова хороша во многих отношениях: в меру серьезная, элегантная, подходит для некоммерческой выставки и для галерейной. Ей не хватает только недостатков
Главное – внимательно всмотреться/ М.Стулов/ Ведомости

Юрий Аввакумов – один из самых действенных участников нашей художественной жизни, где регулярно выступает в разных ролях. В последнее время чаще как куратор и автор дизайна архитектурных, музейных и художественных выставок. Успехов на этих поприщах у него достаточно, чтобы и свою выставку в галерее «Триумф» сделать исключительно удачно.

Прежде всего, составляющие «Проверки зрения» объединяются в единое целое, соответствующее названию. Все три серии фотографий – с наложением офтальмологических таблиц на пейзаж, пейзажей с картой звездного неба, поблескивающей стразами, пар одинаковых фотографий различных башен – легко трактовать как опыты на тему разницы между смотреть и видеть, очевидным и скрытым, эффекта близнецов и стимуляции разглядывания. Плюс серия круглых объектов с панорамными зеркалами, отражающими зал, расположенных в неком соответствии с азбукой для слепых, чего зрячим не понять.

Ясность содержания, доступные интерпретации, приятная внешняя простота (кажущаяся) – это хорошо для некоммерческой, образовательной выставки современного искусства почти как наглядное пособие. Можно даже сделать какое-то сомнительное допущение, вроде того что стразы-звездочки блестят в честь бриллиантового черепа Дэмиена Херста, повышая не только художественную ценность произведения.

Замечательно, что каждая работа сама по себе также хороша: любую из наклеенных под стекло больших фотографий можно повесить, как картину, хоть в доме, хоть в офисе, и она будет обворожительно мерцать огоньками звездного неба, раскрытого над Игаркой, Иерусалимом, Акрополем или Нью-Йорком. Над каждым местом полагающиеся ему звезды, и они прекрасны независимо от того, что под ними – поле, дома, река или свалка.

Башни также все замечательны – что сторожевая соловецкая, что русские колокольни или итальянские кампанилы. Они достойны экспонироваться в двух одинаковых фотографиях: сравнивая, разглядываешь все детали.

Достоинства «Проверки зрения» не переходят, как бывает, в недостатки, перфекционизм к ним не относится. Страстности от Юрия Аввакумова также ожидать не приходится: он никогда не злоупотреблял эмоциями. Все хорошо, но, возможно, поэтому хочется большего, неспокойного.