Статья опубликована в № 2474 от 28.10.2009 под заголовком: Четыре опоры

Какой тип взаимоотношений в коллективе эффективней в кризис

Кризис выявил неэффективность многих российских корпоративных команд, говорят эксперты. И активно предлагают модели, призванные, по их мнению, стать спасательным кругом для бизнеса
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Вратарь или хирург. Аркадий Пригожин,

директор Школы консультантов по управлению Академии народного хозяйства при правительстве России. Есть команды с полной взаимозаменяемостью, как в волейболе.

До кризиса директор по продажам оптовой компании «Карапуз» Алексей Заревин работал на аналогичной позиции в компании, занимавшейся поставками посуды. «Та команда распалась за несколько месяцев, как только начался кризис, – рассказывает он. – А все потому, что генеральный директор был автором бизнес-концепции, которой компания придерживалась несколько лет, и отказываться от нее человек не хотел ни под каким предлогом». Компания позиционировала себя в среднем ценовом сегменте. «Но на самом деле привозилась дешевая китайская посуда, на нее наносились различные декоры, и товар получался на 70–100% дороже аналога, – поясняет суть концепции Заревин. – В кризис продажи такого товара упали, и вместо того, чтобы уйти в низкий ценовой сегмент, т. е. забросить концептуальные дизайны, объявить тотальную распродажу складских запасов, вернуть деньги в оборот и продолжить закупать дешевую китайскую посуду, гендиректор счел, что топ-менеджеры просто не способны управлять продажами в кризисной ситуации». Последовательно каждые два-три месяца он менял руководителей – сначала из компании ушел коммерческий директор, потом менеджеры по продажам, вспоминает Заревин.

Вижу цель

«У любой команды должны быть четыре ключевые составляющие – цель, состав, лидер и взаимодействие, – развивает теорию Евгений Доценко, руководитель направления HR-консалтинга ГК «Институт тренинга – АРБ Про». С целью и взаимодействием все более-менее понятно. Цель профессиональной команды чаще всего находится во внешней среде (это польза для кого-то еще) – именно она будет пятой ключевой характеристикой команды, так как влияет на характеристики состава, процессов и авторитет лидера команды. А вот что касается состава, то профессиональная команда должна включать людей с разными индивидуальными характеристиками, способных в разные моменты обеспечить компании успех, отмечает Доценко.

«Надо изначально понимать, какого типа отношения вы хотите построить, – рассуждает Аркадий Пригожин, директор Школы консультантов по управлению Академии народного хозяйства при правительстве России. – Одно дело подобрать команду, другое – обеспечить ее сыгранность, отвести каждому члену свою роль». Эффективная команда не может состоять только из руководителей, подчеркивает Пригожин. «В кризис одна алкогольная компания стала пересматривать клиентскую базу, – приводит он пример. – Супервайзер, который услышал, что руководство собирается отказаться от одного из ресторанов, неожиданно сообщил, что клиент, попавший в черный список, планирует развивать собственную сеть». Компания этого клиента сохранила – и не ошиблась: теперь это один из приоритетных ресторанов. Иными словами, единоличное принятие решений, по мнению Пригожина, – главный минус российских команд.

«Для слаженной работы важно, чтобы лидер пользовался авторитетом, причем не в части того, что у него, к примеру, самая богатая коллекция марок, а в части достижения конкретной бизнес-цели», – поясняет суть лидерства Доценко. Другой момент – чтобы эффективно руководить, важно пользоваться разными стилями. Согласно классификации, которую использует Доценко, стиль может быть структурным (топ-менеджер выстраивает конкретные процедуры и определяет порядок их исполнения), гуманистичным (понимает неформальные отношения в команде), политическим (устанавливает в команде соревновательность) и символическим (апеллирует к общечеловеческим ценностям). Схлопнуть команду, делится соображениями он, может как предрасположенность к одному стилю управления, так и любые другие не выстроенные в команде процессы. Эти выводы легли в основу модели развития команды, которую «Институт тренинга – АРБ Про» использует в обучающих программах.

Верят практике

Советовать легко, но конечный результат зависит от реальной деятельности, не спешат обольщаться красивыми теоретическими выкладками бизнесмены.

Если команды и распадаются, то вовсе не по этим причинам, считает заместитель гендиректора инвестхолдинга «Финам» Владислав Пархомов. «Кому-то работа в компании может наскучить по прошествии многих лет, а кому-то – и двух недель», – рассуждает он.

В компании «Вагант», по словам ее гендиректора Виктора Лопатина, в управленческую команду в этом году, напротив, даже взяли еще одного человека – руководителя направления развития. «Этот человек должен усилить, дополнить нашу команду, но никак ее не изменить, – поясняет предприниматель. – В кризис мы поняли, что нам не хватает скорости, в то время как сейчас появились уникальные шансы расширить сеть реализации».

«Если ты не способен мыслить стратегически, просчитать ситуацию и направить компанию в нужное русло – уступи место другому», – категоричен Заревин. По его мнению, услуги консультантов здесь спасают мало. «Один из известных бизнесменов-руководителей – Роберт Лутц, работая в корпорации Ford, как-то объявил акционерам, что для составления пятилетнего бизнес-плана в компанию пригласят консультантов, – приводит пример Заревин. – На что основной акционер ему ответил: вы можете их пригласить, но зарплату получите либо вы, либо они».

«Кризис является проверкой на эффективность, слабые команды действительно дают сбой, но что касается нас, мы решили: в этих вопросах лучше консультироваться с практиками – партнерами по бизнесу и даже конкурентами, – делится опытом Андрей Даниленко, президент группы компаний «Русские фермы». – В России в целом дефицит серьезных управленцев, и вряд ли в тех же тренинговых компаниях их избыток».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more