"Каждый способен достичь четырехмерного видения лидерства"


Совершенное лидерство

Стюарт Фридман

М.: Юрайт, 2009. 251 с.

За два кризисных года в изучении человека произошел очередной прорыв: в нынешнем журнал Physical Review Letters сообщил, что группе японских ученых впервые удалось получить трехмерное изображение человеческой хромосомы, а в прошлом основатель программы лидерства Уортонской школы бизнеса Стюарт Фридман опубликовал книгу, в которой доказывает, что каждый способен достичь «четырехмерного видения лидерства».

В основе книги лежит богатый опыт профессора, изложенный так, что волей-неволей становишься соучастником эксперимента над самим собой. Ведь на самом деле «четырехмерное видение лидерства» на поверку оказывается педантичной работой по достижению успеха в четырех взаимозависимых сферах – работа (карьера); учеба; дом (семья); общество и личность. По мере чтения надобно проделать 35 упражнений, включая упражнение по заполнению рейтинга счастья и упражнение «учимся служить интересам других» (политикам и бюрократам особенно рекомендовано к исполнению, и как можно чаще).

На страницах книги постоянно фигурируют ученики Фридмана – «от азиата американского происхождения, специалиста по маркетингу, которому нет еще 30 лет, до 50-летнего генерального директора, который переехал с Ближнего Востока в Вашингтон и открыл свою компанию».

Красноречивейший пример: «Салли Гарсия – директор завода на крупном промышленном предприятии, она спланировала эксперимент, позволивший подчиненным наблюдать за работой завода. Для этого она внедрила в повседневные операции новую технологию. После чего на определение статуса подразделений завода стал уходить один час в неделю, а не 12, как было раньше». Она, в частности, сформулировала «ряд финансовых параметров, которых сумела достичь в ходе эксперимента: снижение издержек производства на $125 000, экономия расходов более $15 000 и рост производительности в финансовом отношении – около $25 000». Самое главное – в компании заметно улучшились «отношения с клиентами, потому что персонал завода смог быстрее решать проблемы качества и ремонта».

Фридман постоянно опрашивает участников, пытаясь выявить их «удовлетворенность до и после участия в программе», и поясняет, что «эффективность их действий на работе, дома, в обществе и для самих себя увеличилась на 9%, 15%, 12% и 25% соответственно».

Все они постоянно выполняли упражнения, но на одном, где нужно составлять оценочную таблицу с целями и параметрами, я споткнулся. В качестве примера автор пишет: «Вы хотите сесть на диету, чтобы улучшить показатели во всех сферах жизни. Важный параметр действия в этом случае – наблюдения за приемом пищи». А мне лично нравится рецепт похудания от одной руководительницы, взятый из книги Янины Новолоцкой «Наставники: чему учиться и как конкурировать». Он таков: «Перешивай регулярно пуговицы на одежде, и все будет хорошо!».