Убийца бухгалтера, или Как заработать на помощи малому бизнесу

Подключившись к сервису «Мое дело», любой не сведущий в счетах-фактурах предприниматель может обойтись без услуг бухгалтера. Сейчас у партнеров Максима Яремко и Сергея Панова 1500 платных и более 20 000 бесплатных подключенных пользователей, а их услугу прозвали «убийцей бухгалтеров»
А.Махонин

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).

Для начинающего предпринимателя одной из главных головных болей становится бухгалтерия: приходится осваивать непонятную сферу либо нанимать бухгалтера, которого трудно контролировать, если ты не в теме. В этом Максим Яремко убедился, когда в Пензе открыл IT-компанию, разрабатывающую программное обеспечение на заказ. «У меня был бухгалтер, вроде нормально работал, пока не пришел крупный штраф из Пенсионного фонда из-за допущенной ошибки», — вспоминает Яремко. Тогда-то ему пришла в голову идея: создать сервис бухгалтерского онлайн-обслуживания для владельцев малого бизнеса, который облегчит им жизнь. Услуга задумана прежде всего для тех, кто ведет бухгалтерию по упрощенной системе налогообложения (УСН).

Упрощение упрощенки

Ничего революционного Яремко не изобрел — в мире подобные сервисы пользуются огромной популярностью. В Австралии 70-80% небольших фирм пользуются услугами электронных бухгалтеров, приводит пример Максим. Но разработать простой и учитывающий все нюансы национальных особенностей бухгалтерии в России интерфейс оказалось непросто. Только на разработку пришлось потратить $150 000. Помогло то, что новый бизнес вырос из старого: самых сильных своих программистов Яремко переключил на новый проект. Позже в развитие и продвижение проекта он вложил еще $100 000.

Разработка сервиса «Мое дело» началась в январе 2009 г., а к ноябрю сайт заработал в тестовом режиме. За полгода тестирования на знакомых его упростили и сделали понятным даже для абсолютных чайников в бухгалтерии. Обновили интерфейс — теперь он похож на страничку социальных сетей. «Так пользователю привычнее», — объясняет Яремко.

В результате получился сервис, который «полностью заменяет живого бухгалтера и не требует специальных знаний», обещает сайт Moedelo.org. Он ведет бухгалтерию, создает счета, акты, накладные и договоры, сдает документы в госорганы. От пользователя требуется только вводить данные о доходах-расходах (выписки из банков) и зарплатах сотрудников. Все остальное система сделает сама. «В смысле безопасности у нас все продумано: данные пользователя хранятся на трех серверах, которые располагаются в Германии, США и Голландии», — уточняет Яремко. «Мое дело» сотрудничает с двумя провайдерами, которые обеспечивают сдачу отчетности по электронным каналам связи.

Свобода от цифр

Первый год работы сервис был для пользователей бесплатным, чтобы они смогли его опробовать. Платная версия повилась в феврале 2010 г. Услуги бухгалтера стоят не менее 10 000-15 000 руб. в месяц, а обслуживание на сайте «Мое дело» — от 400 руб. для ИП и от 1500 руб. для ООО. Первыми клиентами стали знакомые IT-специалисты, они продвигали сервис в блогах и форумах. К «Моему делу» подключались начинающие предприниматели, которым бухгалтерия была в тягость, или те, кто хотел сэкономить на живом бухгалтере. Это были индивидуальные предприниматели, работающие в одиночку: дизайнеры, переводчики, режиссеры, торговцы. «Недавно обратился предприниматель, у которого бухгалтер ушла в секту — вместе с бумагами», — улыбается Яремко.

Однако до сих пор есть возможность подключиться к бесплатной версии. Так и поступил Дмитрий Кузин, руководитель проекта «Зубры бизнеса» (занимается организацией бизнес-завтраков и бизнес-ужинов). «На Facebook я прочел статью о проекте: там была не реклама, а рассказ об успешном стартапе», — вспоминает Кузин. До этого он периодически пользовался услугами бухгалтера, пытался сам вести дела.«Но счета-фактуры делать просто невыносимо», — говорит Кузин. Однажды ему понадобилось срочно оформить какие-то документы, а знакомый бухгалтер отказался помочь. Тогда он решил воспользоваться новой услугой онлайн: «Устроено удобно и все получается быстро».

В марте 2010 г. у «Моего дела» было 200 платных пользователей, в июле — уже 500.

Двойная бухгалтерия

Прошлым летом партнером «Моего дела» стал Сергей Панов, владелец ИД «Регламент», издающего деловые B2B-издания. С Яремко они познакомились на закрытой встрече инвестиционного агентства StartupIndex: туда регулярно приходят руководители стартапов и интересующиеся инвесторы. Он говорит, что «Мое дело» привлекло его серьезностью подхода, сильной командой. В сентябре открыли новый офис на Большой Академической улице, перевезли команду из Пензы. Начали более серьезно изучать аудиторию. «Например, опросили владельцев торговых точек на Савеловском рынке, чтобы выяснить глубину проникновения интернета, и выяснили: все они продвинутые пользователи, даже весь товар закупают в интернет-магазинах», — рассказывает Панов.

В 2010 г. похожий сервис запустила компания «СКБ «Контур», которая специализируется на бухгалтерских программах и интернет-сервисах для бизнеса. Проект «Эльба» («Электронный бухгалтер») тоже сделал ставку на неспециалистов в бухгалтерии. «Мы знали о существовании “Моего дела”, когда занимались разработкой», — говорит Евгений Кобзев, руководитель проекта «Эльба». Однако, по его словам, потенциальная аудитория такой услуги довольно велика — по его оценке, около 1,5 млн небольших бизнесов, и места на рынке хватит нескольким игрокам. Чтобы привлечь клиентов, «Эльба» предложила бесплатную услугу по сдаче отчетности в налоговую инспекцию. Более чем в 1000 офисов налоговых инспекций по всей России висят объявления об этой возможности. В том числе и этот шаг позволил компании за год работы увеличить общую клиентскую базу до 25 000 пользователей.

Психологический аудит

В прошлом году на сайте «Моего дела» начал работать консультационный отдел: пять бухгалтеров и аудитор отвечают на вопросы пользователей. У конкурентов такой службы нет. Услуга дает клиентам чувство защищенности и задают они не только бухгалтерские вопросы, говорит Алексей Петров, руководитель консультационной службы. «Некоторые, зарегистрировав бизнес, не знают, что делать дальше, — уточняет он. — Как нанять и оформить сотрудников, сколько налогов за них платить». Часто спрашивают, что делать, если придут проверяющие органы. «Приходится отчасти выполнять работу психологической консультации», — замечает Петров. 1 января Яремко сам дежурил в качестве службы технической поддержки. «Первый вопрос пришел в восемь утра и касался администрирования налогов, — смеется Максим. — А самый последний налоговый отчет поступил к нам 31 декабря в 23.20: видимо, человек хотел “отдать все долги” до конца года».

Весной «Мое дело» планирует запустить онлайн-сервис для бухгалтеров: с расширенными возможностями, в помощь бухгалтерам-фрилансерам, которые иногда ведут дела 100-200 компаний. По планам партнеров, окупиться проект должен к концу 2012 г.