Как с помощью смартфона найти подходящего сотрудника

Найти подходящего сотрудника поможет смартфон – нужно только создать мобильную версию сайта и привлечь социальные сети, уверяют эксперты. А кто не освоит новую нишу, безнадежно отстанет от конкурентов
Fotolia/ PhotoXPress

Прошлой осенью Кит Громли не собирался искать новую работу – он ехал с утра в офис и просто так зашел со смартфона в приложение по подбору персонала Indeed.com. «Мне было скучно, а в Twitter не оказалось ничего интересного. И я решил пробежаться по вакансиям», – вспоминает Громли. Его внимание привлекла позиция специалиста по социальным медиа в Prudential Financial Inc.

Чтобы подробнее узнать про работу, Громли посетил сайт компании, а затем почитал про Prudential Financial в социальных сетях: Twitter и LinkedIn. Спустя несколько дней 31-летний кандидат отправил резюме с домашнего компьютера и уже к декабрю был нанят.

Поиск на остановке

По прогнозам специалистов компании IDC, к 2015 г. в США мобильные устройства станут самым популярным способом выхода в интернет, обогнав компьютеры и ноутбуки, – и компании торопятся занять новую нишу. Они создают мобильные версии сайтов, разрабатывают приложения с интерактивным контентом (например, с играми или виртуальными турами по офису) и упрощают процесс подачи резюме онлайн.

Кроме того, некоторых кандидатов можно найти только при помощи смартфонов, убеждены рекрутеры. Среди них, например, низкооплачиваемые сотрудники и молодые специалисты, у которых нет компьютеров дома. Или пассивные кандидаты – люди, как Громли, не планировавшие искать работу и случайно наткнувшиеся на заманчивое предложение в сети.

«Многие выходят в интернет, пока ждут автобус на остановке или вылет в аэропорту. И если вы ненавидите свою работу, это так просто – вытащить смартфон и посмотреть вакансии в других компаниях, – рассказывает Синди Клауд, топ-менеджер по HR-брендингу и маркетингу компании Informatica Corp. – Мы уверены, мобильный наем – новая перспективная сфера для рекрутеров».

Онлайн-сервисы позволяют ускорить подбор персонала и делают рынок труда более эффективным, говорится в исследовании, проведенном в 2011 г. экономистами Питером Куном и Хани Мансур. По мнению авторов, развитие мобильного рекрутмента было ускорено растущей популярностью социальных сетей.

Правда, широкого распространения новый HR-инструмент еще не получил. Лишь 167 из 500 крупнейших компаний из рейтинга Fortune оптимизировали собственные сайты так, чтобы их было удобно просматривать со смартфонов, показало исследование компании iMomentous. Тем не менее по сравнению с прошлым годом этот показатель заметно вырос – тогда лишь 65 работодателей учитывали особенности мобильных телефонов при размещении вакансий.

При создании приложения главная сложность – сделать удобный для пользователя интерфейс: сервисы получаются слишком громоздкими, а заполнение анкет занимает много времени.

Оптимизировать просмотры

В компании McDonald's придумали, как решить эту проблему: заменили более 30 открытых вопросов полями с выпадающим меню и добавили специальные календари. Заполнение анкеты в мобильной версии сайта занимает всего 30–35 минут – как и при использовании полной. «Учитывая, сколько сотрудников мы обычно нанимаем, проще позволить кандидатам самостоятельно подавать резюме со смартфонов, – убежден Николас Статлер, HR-директор McDonald's. – Теперь менеджерам компании не нужно вручную обрабатывать горы бумажных заявлений и вбивать данные о соискателях в компьютер».

Еще в 2008 г. McDonald's представила мобильную версию сайта «Карьера». «Тогда на нем побывали 3 млн человек и 24 000 кандидатов прислали анкеты через интернет, – продолжает Статлер. – К 2012 г. количество посещений увеличилось до 30 млн, а заявлений мы получили уже 2 млн». Сегодня количество онлайн-заявок превышает 10% от общего числа анкет.

Своим появлением мобильный рекрутмент обязан не только развитию технологий. Чем легче кандидатам найти вакансии, тем более безболезненным для них будет период кратковременной безработицы. По мнению Ричарда Фримана, специалиста по рынку труда Гарвардского университета, это правило работает для компаний с высокой текучестью кадров при подборе низкоквалифицированных работников. Впрочем, работодатели уверены, что приложения помогают привлечь и высококвалифицированных сотрудников.

Интернет-магазин Macy's Inc. оптимизировал страницу «Карьера» для просмотра с мобильных устройств в 2011 г. Целью компании было закрыть 700 вакансий – в подразделении электронной торговли требовались, например, разработчики программного обеспечения и маркетологи. «Эксперимент удался, и в 2012 г. мы запустили мобильную версию сайта для поиска сотрудников с повременной оплатой труда, – рассказывает Мишель Кантор, HR-директор Macy's. – Сегодня от 20 до 25% соискателей отправляют резюме со смартфонов и планшетов».

Sms для соискателя

Распространению мобильного рекрутинга способствуют и два важных технологических тренда: появление облачных сервисов и развитие социальных сетей. Аналитический отчет за февраль 2013 г., выпущенный исследовательской компанией Nielsen, показал, что в 63% случаев американцы выходят в социальные сети – например, LinkedIn или Facebook – с мобильных устройств. Эти сайты заполнены предложениями о работе, и все больше кандидатов узнают об открытии вакансий благодаря смартфонам. «Если наш хедхантер отправит сообщение через LinkedIn, эффект будет такой же, как если отправить соискателю sms», – утверждает Бретт Ундерхил, менеджер по подбору персонала в компании Prudential.

Рекрутеры стараются использовать все возможности, предоставленные новыми технологиями. Все больше компаний внедряют сервисы, предназначенные только для смартфонов, например текстовые сообщения и QR-коды. В McDonald's и Macy's печатают QR-коды на объявлениях о приеме на работу. Потенциальным сотрудникам нужно просто отсканировать код, и смартфон перенаправит их на интернет-сайт с подробным описанием вакансий в этом регионе. Что касается текстовых сообщений, соискателям достаточно написать на номер, указанный в рекламе, – и они тут же получат ссылку для просмотра актуальных предложений о работе.