Стартап TubeMogul помог заработать авторам домашних видео сотни тысяч долларов

В этом году стартап TubeMogul заявил, что намерен разместить акции на бирже. В ходе IPO проект, занимающийся видеорекламой в сети, планирует привлечь $75 млн
Бретт Уилсон (слева) и Джон Хьюз уверены, что, не поступи они в бизнес-школу, ничего бы не было/ tubemogul.com

Три студента МВА бизнес-школы Berkeley's Haas School of Business проделали долгий путь с момента основания в 2007 г. небольшого стартапа на деньги, выигранные в конкурсе этого вуза на лучший бизнес-план. Но нельзя сказать, что путь этот был прост и прям.

Талантливая троица

Сейчас TubeMogul - это система, позволяющая рекламодателям управлять большими объемами рекламы и данных через один интерфейс. А начинался он как программа, позволяющая отслеживать и анализировать просмотры своих роликов на YouТube.

«Иногда ты понимаешь, что мир лег к твоим ногам, а то вдруг начинаешь размышлять, не пора ли закрывать лавочку», - усмехается сооснователь и президент TubeMogul по развитию продукта Джон Хьюз. И он, и другой сооснователь и генеральный директор стартапа - Бретт Уилсон уверены, что, не поступи они в бизнес-школу, ничего бы не было.

Хьюз и Уилсон были уже знакомы, а на курсе в Haas к ним присоединился третий будущий сооснователь TubeMogul - Марк Ротблат. «Мы довольно быстро распознали друг в друге людей, которые собираются сотворить нечто великое, как только получат диплом», - шутит Уилсон.

Хьюз и Уилсон попытались выиграть конкурс бизнес-планов еще во время первого года обучения. Но провалились. Тогда они отправились набираться знаний на летнюю стажировку в Кремниевую долину - один в Adobe, другой в Yahoo!. И туда, и обратно они ездили на одном и том же поезде и по пути делились идеями и полученным опытом.

Горы и силы

На второй год у них начала выкристаллизовываться концепция TubeMogul. Поначалу стартап замышлялся как аналитический инструмент для YouTube. Друзья начали создавать сайт - код им писали практиканты университета Berkeley, труд которых стартаперы оплачивали из собственного кармана. Для написания бизнес-плана в январе 2007 г. был рекрутирован знакомый студент с первого курса МВА Кит Иди. «Фактически мы создали проект, пока учились. Каждый год был бизнес-инкубатором», - говорит Хьюз.

Ротблат присоединился к команде в феврале 2007 г. как специалист по работе с клиентами. В то время подписка на стартап была бесплатной. «Мне надо было понять, кто наши клиенты и что им надо, - вспоминает Ротблат. - Я вел список проблем, с которыми они сталкивались, и доносил эту информацию до команды».

«Мы были способны сворачивать горы, располагая малыми силами», - констатирует Уилсон. Их усилия окупились. К следующему конкурсу бизнес-планов был готов вполне работоспособный прототип программы. Жюри одобрило идею. Хьюз, Уилсон и Ротблат неожиданно обнаружили, что у них есть грант на $20 000 от Berkеley и право пользоваться «несколько обшарпанным помещением» бизнес-инкубатора Haas.

У стартапа могло бы быть больше сооснователей. Но Иди предпочел сконцентрироваться на учебе - шел второй год его МВА. Потом он устроился в Boston Consulting Group. Но через три года судьба снова привела его в TubeMogul. «Сейчас он отвечает за маркетинг. Присоединись он к нам с самого начала, его пакет акций был бы куда больше», - подтрунивает Уилсон.

Но и троице основателей решение далось нелегко. «Непросто начинать бизнес с нуля и работать бесплатно, когда потратил кучу денег на оплату курса МВА, а потом обнаружил, что вот-вот сломя голову бросишься в полную неизвестность», - рассуждает Уилсон. Ему с Хьюзом пришлось скрепя сердце отправить в корзину немало заманчивых предложений о работе.

Однако желание испытать свои силы оказалось сильнее. Они попробовали найти финансирование для проекта. Одним из первых инвесторов стала однокурсница из Haas. Убедили вложить деньги родственников и друзей. Итого получилось $750 000 - достаточно, чтобы поднять проект.

Огромную помощь им оказал Центр предпринимательства и инноваций им. Говарда Лестера при Haas. Он стал площадкой для переговоров с потенциальными инвесторами и позволил обкатать многие идеи на студентах, с удовольствием дававших обратную связь. Центр регулярно проводит мероприятия, собирающие бизнес-ангелов и венчурных инвесторов. «Наш первый член совета директоров нашелся на одной из таких встреч», - говорит Уилсон.

Не видать бы им успеха и без конкурса бизнес-планов. Когда они озвучивали свою заявку, то еще не знали, что у них появился первый венчурный инвестор. Один из присутствовавших в зале заинтересовался идеей и стал следить за развитием стартапа. «У нас сложилась в его глазах неплохая репутация - ведь мы делали то, что обещали в тот день», - резюмирует Уилсон.

От аналитики к рекламе

Знакомство с первоначальным проектом стартапа дает ключ к пониманию, что же произошло через несколько лет, когда компания поменяла цель. Уилсон и Хьюз объясняют, что захотели создать гиганта индустрии. Они не считали, что это удастся с помощью одной только аналитики: «Это только часть эволюции. Потребители говорили, мол, отлично, что мы отслеживаем и обрабатываем статистику просмотров. Но вообще-то им нужны в первую очередь сами просмотры, а не данные о них».

В итоге в 2010 г. троица убедила совет директоров сделать ставку на создание платформы по продвижению видеорекламы в интернете, на мобильных устройствах и даже на телевидении. А первоначальный аналитический проект продали. «В основном этот ход - заслуга Бретта», - говорит Хьюз. «Очень мило, что Хьюз так меня расхваливает, но вообще-то дело в том, что мы отлично работаем в паре который год подряд. И как будто супруги, обо все спорим», - говорит в ответ Уилсон.