Статья опубликована в № 3792 от 18.03.2015 под заголовком: Советы консультанта: Правила для родственников

Пять правил найма друзей и родственников

Если, конечно, вы готовы оценивать их возможности не предвзято
Иван Канардов

Любое дело сопряжено с преодолением внешних трудностей. Многие бизнесы начинались в маленьких комнатах общежитий, гаражах или подвалах. Первыми сотрудниками становились друзья и родственники – им проще донести идею, они готовы взяться за любую работу и долгое время выполнять ее на чистом энтузиазме. Но когда все самое сложное позади, у компании появляются офис, штат новых сотрудников и первые клиенты, откуда ни возьмись всплывают обиды.

Однажды меня пригласили разобраться в конфликте друзей, которые организовали собственную веб-студию. Один из них хорошо продавал, другой делал отличный дизайн и руководил процессом создания сайтов. Бизнес взлетел почти сразу, и после первых больших заказов начались споры: кто важнее в бизнесе, чья доля больше и т. д. В итоге они решили расстаться и каждый начал работать самостоятельно. Спустя год партнеры поняли, что друг без друга бизнес у них не идет. Каким бы сногсшибательным ни был дизайн, он еще не гарантирует быстрого появления новых заказов. В свою очередь, если продавать плохо организованную услугу, клиент больше не возвращается.

Приятели вновь решили вернуться к совместному проекту. В целом расставание пошло им на пользу – многому научило, в том числе и ценить дружбу. Я всего лишь помог им лучше это осознать, разделить зоны ответственности, научиться понимать друг друга. Сейчас они занялись совершенно другим бизнесом – и очень успешно.

Другой распространенный случай – это когда в компании процветает так называемое кумовство. Так, в одной фирме по производству дверей все ключевые должности занимали родственники. Ее коммерческий директор упорно не хотел внедрять систему CRM – он настолько доверял своим подчиненным, что не считал нужным вводить контроль за их работой, в частности за сделками, которые они совершали. На самом деле, стань его родственники чуть более лояльны клиенту (зачастую они элементарно забывали сделать ему коммерческое предложение или вовремя позвонить), продаж в компании могло бы быть вдвое больше.

Мне довелось консультировать и крупную производственную компанию – типичный семейный бизнес. Одной из главных проблем в нем было то, что, несмотря на качественную продукцию и конкурентные цены, продажи шли плохо, продукция выпускалась с браком. На наше предложение пересмотреть эффективность работы людей начальство сначала отреагировало категорично: дескать, как же можно увольнять людей, которые стояли у истоков бизнеса, и потом они же свои, на них можно положиться.

Тогда мы провели сравнительный анализ компетенций менеджмента этой компании и ее конкурентов. Выводы оказались не в пользу семейного бизнеса. Решившийся на крайние меры гендиректор начал плановую замену всех специалистов с низкой квалификацией на более опытных. Больше половины людей осталось, так как они были эффективны. В число же уволенных попали дочь и сестра гендиректора.

Работая с этим клиентом, мы разработали правила, руководствуясь которыми можно без риска для бизнеса принимать в компанию родственников и друзей:

■ На работу принимаются только друзья или родственники с оконченным высшим образованием по выбранному направлению.

■ У друга или родственника должен быть подтвержденный успешный опыт работы по своему направлению не менее трех лет.

■ Решение о приеме на работу друга или родственника принимается на основании независимой оценки знаний и навыков.

■ Прием на работу друга или родственника осуществляется только при наличии открытой вакансии.

■ При низких показателях выполнения KPI друзьями или родственниками на них накладываются те же санкции, что и на любого другого сотрудника компании, вплоть до увольнения.

Автор – руководитель отдела кадрового консалтинга Molga Consulting