Менеджмент
Бесплатный
Статья опубликована в № 4135 от 10.08.2016 под заголовком: Как организовать психологическую помощь сотрудникам

Как организовать психологическую помощь сотрудникам

Она может навредить и работникам, и работодателям – если не выполнены пять условий
Ольга Лукина, тренинг-директор Института интегративной психотерапии и коучинга

Недавно Центральный банк объявил об открытии вакансий штатных психологов. Идея эмоциональной помощи сотрудникам заслуживает поддержки. Нагрузка на менеджеров банков велика: высокий уровень ответственности, большие денежные потоки и высокая цена ошибки, конфликты интересов между подразделениями и отдельными сотрудниками, свойственные российской банковской культуре, постоянно меняющиеся требования регулятора. Особенно тяжело приходится департаментам управления рисками и комплайенсу. Относительно высокая зарплата не компенсирует потерянного здоровья. Нужно помочь сотрудникам поддерживать эмоциональное равновесие, научить их справляться с нагрузками без ущерба для эмоционального и физического здоровья. Многие компании и банки мира имеют программы психологической помощи сотрудникам.

Для того чтобы организовать такую помощь, но при этом не навредить ни сотрудникам, ни компании, нужно выполнить пять условий.

Обеспечить независимость работы психологов. Их не рекомендуется принимать в штат компании (поэтому решение Центробанка нанимать психологов в штат кажется тактически неверным). Рискованно доверять психологу личные переживания, если он варится в этом же коллективе, участвует в тех же самых офисных конфликтах и подвержен тем же манипуляциям, что и все остальные сотрудники. Например, некоторое время назад школы стали нанимать в штат психологов – для смягчения конфликтов между учениками, между учителями и детьми и т. д. Но довольно быстро многие штатные психологи превратились в рычаг влияния школьных администраций на учителей и учащихся.

Ограничить круг людей, которым адресована психологическая поддержка. Компаниям имеет смысл вкладывать деньги в эмоциональную помощь не всем сотрудникам, а только наиболее ценным, которые именно в силу честности, ответственности и большой нагрузки первыми подвергаются профессиональному выгоранию.

Выбирать только опытных психологов-консультантов и психотерапевтов, которые смогут на равных общаться с менеджерами компании, нуждающимися в эмоциональной помощи. Самые ценные сотрудники, как правило, высокообразованные люди, которые просто не воспримут всерьез психолога-новичка.

Обеспечить условия для того, чтобы никто из коллег в офисе не знал, что тот или иной сотрудник общается с психологом. Сам факт обращения к психологу может стать инструментом манипуляции в офисных конфликтах, а этого допускать нельзя.

Четко разграничить ответственность за соблюдение этических норм между администрацией, сотрудником и психологом.

Психолог должен предоставить подтверждение, что сам прошел необходимое количество часов психотерапии. Это гарантия того, что он не станет бессознательно перекладывать на клиентов собственные эмоциональные проблемы. Он должен сохранять конфиденциальность частной жизни клиента, за исключением ситуаций, связанных с уголовной ответственностью или опасных для жизни окружающих людей.

Руководители компании могут рекомендовать сотрудникам обратиться к психологу для решения той или иной проблемы, но они не должны знать о содержании бесед подчиненных с психологом. А если эта информация случайно стала известна руководителю, он не должен использовать ее для давления на сотрудника или предавать ее гласности.

Все эти правила руководители компании и психолог должны обсудить до начала работы.

Автор – тренинг-директор Института интегративной психотерапии и коучинга