В России продолжают расти цены на развлечения

Наиболее существенно с начала года выросла стоимость билетов в театры
Евгений Разумный / Ведомости

Крупнейшие билетные агрегаторы зафиксировали рост цен на зрелищные события с начала 2023 г., сообщили «Ведомостям» в компаниях «Яндекс афиша» (по собственной оценке, занимает 40% рынка), «МТС Live» и Ticketland (последние два сервиса принадлежат «дочке» телекомоператора МТС – «МТС энтертейнменту»; совместно, по собственной оценке, занимают около 22% рынка).

Наиболее существенно цена билетов, как следует из данных в распоряжении «Ведомостей», в январе – августе 2023 г. к аналогичному периоду 2022 г. выросла в театральном сегменте. Так, по данным «Яндекс афиши», этот показатель увеличился за восемь месяцев этого года на 11,1% до 2075 руб. за билет (учитывались цены на постановки в театрах по всей России). По оценке МТС Live и Ticketland, в Москве средняя цена билета в театр за указанный период выросла на 5% до 2614 руб., в регионах – на 6% до 784 руб.

В сегменте музыкальных концертов, согласно данным «Яндекс афиши», рост средней цены билета в России за аналогичный период был ниже – лишь на 9,4% до 2630 руб. По оценке МТС Live и Ticketland, в январе – августе 2023 г. средняя цена билета на концерт «осталась стабильной» относительно января – августа 2022 г.: в Москве она сохранилась на уровне 2924 руб., в регионах – 1884 руб. По данным билетного сервиса Ticketscloud (с сентября 2023 г. 85% сервиса принадлежит «МТС энтертейнменту»; по собственной оценке, занимает 12% рынка), аналогичный показатель вырос на 5% до 1781 руб.

При этом на стендап-концерты, по оценке «Яндекс афиши», средняя цена на билет в январе – августе 2023 г. к январю – августу 2022 г., наоборот, чуть снизилась: на 1% до 2400 руб. По данным «МТС Live» и Ticketland, она сохранилась на уровне прошлого года и составила в Москве 3179 руб., в регионах – 3048 руб. По оценке Ticketscloud, показатель увеличился на 25% до 1440 руб.

В 2022 г. цены на развлекательные мероприятия также росли. По оценке «Яндекс афиши», в январе – августе 2022 г. в сегментах театров и концертов рост к тому же периоду 2021 г. составил 4,5 и 4,1% соответственно. На стендап-концерты – 31,9%.

Оборот отрасли афишных исполнительских мероприятий в прошлом году вырос на 19% к 2021 г. и на 7,3% к допандемийному 2019 году до 228 млрд руб., следует из данных информагентства в сфере культуры и развлечений InterMedia. Из этой суммы на коммерческую деятельность (продажа билетов, внебюджетное финансирование) пришлось 86 млрд руб., а бюджетное финансирование составило около 142 млрд руб. В январе – июне 2023 г. коммерческий сегмент (без учета бюджетного финансирования) увеличился к аналогичному периоду 2022 г. примерно на 10% до 40–50 млрд руб.

В 2022 г. количество посетителей российских театров упало к допандемийному 2019 году на 8% до 31,2 млн человек, при этом их выручка от продажи билетов на собственные спектакли увеличилась на 15,6% к тому же году до 28,9 млрд руб., следует из официальной статистики Минкультуры. В московских театрах количество зрителей сократилось сильнее, чем в целом по России, – на 25% до 5,7 млн человек, при этом их выручка от продажи билетов в 2022 г. выросла к 2019 г. на 7% до 12,9 млрд руб.

Общим фактором увеличения цен на развлекательные мероприятия выступает рост стоимости организации мероприятий из-за удорожания оборудования и его логистики, пояснил «Ведомостям» гендиректор «МТС энтертейнмента» Михаил Минин. Другой фактор – сокращение количества популярных артистов в стране, спрос на оставшихся растет, говорит гендиректор Ticketscloud Егор Егерев. На стоимость развлечений влияет и инфляция, добавляет представитель «Яндекс афиши».

По данным Росстата, в августе инфляция в годовом выражении составила 5,15%. С начала года цены выросли на 3,7%, фиксируют там же. ЦБ прогнозирует, что инфляция по итогам года достигнет 6–7%.

На повышение цен на билеты именно в московские театры, вероятно, повлияло и вступившее в силу с 1 июля предписание департамента культуры Москвы, согласно которому подведомственные ему театры («Современник», «Ленком», «Мастерская Петра Фоменко», Московский театр Олега Табакова и др.) могут заключать контракты на распространение билетов через сервисы-агрегаторы только с комиссией не выше 4%, полагает управляющий партнер аналитического агентства Wanta Group Егор Брус.

Ранее комиссии от продажи билетов в театр через билетных агрегаторов могли составлять до 10%. Часть средств от комиссии агрегаторы распределяли на продвижение театральных событий на своей платформе, отмечает Брус: «Сейчас снижение маркетинговой активности на сайтах агрегаторов приводит к снижению узнаваемости мероприятий. Чтобы компенсировать возможное сокращение объемов продаж, театрам нужно повышать цены».

Вероятно, некоторые театры за счет повышения цен на билеты стремятся компенсировать рост своих расходов на постановки даже на фоне снижения динамики посещаемости, считает научный сотрудник сектора экономики искусства Государственного института искусствознания Дарья Морозова. В 2022 и 2023 гг. издержки театров увеличились, поскольку, например, подорожали светотехническое оборудование и музыкальные инструменты, которые преимущественно производятся только за рубежом, продолжает она.

Региональным государственным театрам сдерживать рост цен на билеты сложнее, чем столичным, считает Морозова: «У них, как правило, довольно низкий уровень денежных резервов, за счет которых в краткосрочном периоде можно компенсировать рост издержек и избежать резких повышений цен на билеты».

Главный редактор InterMedia Евгений Сафронов объясняет увеличение цен на театральные постановки «стабильно растущим спросом» на них. По итогам 2023 г. рост цен в этом сегменте составит порядка 10–12%, оценивает эксперт.

В целом же в 2023 г. оборот отрасли афишных исполнительских мероприятий вырастет на 5–10%, т. е. до 239–251 млрд руб., прогнозирует Сафронов. Рост замедлится в первую очередь из-за факторов, которые негативно влияют на небюджетную часть отрасли, говорит он: «Среди них – отсутствие в стране многих кассовых российских артистов, зарубежных гастролеров». При этом сегмент театральных постановок будет расти выше всей отрасли – за счет роста цен на билеты и стабильных бюджетных ассигнований, резюмировал эксперт.