Какой же это энергетический кризис?


Странная вещь случилась с миром на пути к новой экономике: ударил старомодный "энергетический кризис". Или, по крайней мере, то, что называют энергетическим кризисом. О кризисе было немало говорено во время теледебатов между кандидатами в президенты США. Эскалация насилия на Ближнем Востоке также навевает тревожные воспоминания о событиях 27-летней давности, когда война привела к первому нефтяному кризису.

Тогда, как и сейчас, спрос на нефтяном рынке превышал предложение и накануне кризиса было очень мало мощностей, способных обеспечить дополнительную нефтедобычу. Реакция Уолл-стрит на прошлой неделе ясно свидетельствует о том, что нефть - один из немногих биржевых товаров, рост цен на которые может испугать финансовые рынки.

Все это так, но то, с чем мы имеем дело (по крайней мере на сегодня), кризисом не является. Четыре года назад спрос на нефть тоже превышал предложение; в основном он стимулировался экономическим ростом в азиатских странах, потребляющих нефть в большом количестве. Прогнозировали даже ускорение роста. Вместо этого в Азии разразился экономический кризис. Нефтяная отрасль стала одной из первых отраслей мировой экономики, ощутившей на себе его последствия. Менее крупные компании сократили расходы, чтобы выжить; более крупные отложили реализацию новых проектов. Начались увольнения. В отрасли прошла реструктуризация. Значительное сокращение инвестиций привело к замедлению процесса освоения месторождений и уменьшению объемов нефтедобычи. Сегодня в мире добывается на 10% (8 млн баррелей в день) нефти меньше, чем прогнозировалось в июле 1997 г. Между тем в последние два года спрос увеличивался все быстрее и, что не удивительно, не в последнюю очередь за счет быстрого восстановления экономики азиатских стран.

Пока дополнительная нефть не начнет поставляться на рынок, спрос на нем будет превышать предложение, и в такой ситуации рынок подвержен кризисным явлениям и ошибкам. Сочетание факторов - конфликт на Ближнем Востоке, козни Ирака, забастовки нефтяников в Венесуэле, проблемы логистики в системе транспортировки нефти, очень холодная погода - может нарушить поставки или превратить серьезную обеспокоенность участников мирового нефтяного рынка в нечто похожее на панику и спровоцировать скачок цен до $40 за баррель, по крайней мере на короткое время. Эта опасность реальна.

Но временные кризисные явления или паника на рынке бумаг - нефтяных фьючерсов - не означают ни того, что наступил длительный кризис, ни, безусловно, того, что образовался дефицит нефти, приз- рак которого преследовал мир в 1970-е гг. Один из уроков тех лет заключается в том, что рыночные механизмы действительно работают.

Что бы ни произошло в течение ближайших, возможно трудных, месяцев, процесс корректировки уже идет. Как свидетельствует объявление о слиянии Chevron и Texaco, реструктуризация, направленная на сокращение затрат и достижение компаниями размеров, способствующих реализации крупных долгосрочных проектов, продолжается. Исходя из текущих условий, мы ожидаем увеличения добычи к 2002 г. на 4 млн баррелей в день, что превысит темпы роста спроса. А объем мирового предложения может вырасти к 2010 г. почти на 30%. Такое развитие не ведет к дефициту нефти. Неизвестно лишь, насколько ухабистой будет дорога в будущее. (WSJ, 17. 10. 2000) Дэниел Ергин - глава Cambridge Energy Research Associates, обладатель Пулитцеровской премии за книгу The Prize: the Epic Quest for Oil, Money, and Power (Touchstone, 1993)