Китай держит Boeing в напряжении


ГОНКОНГ - Правительство Китая отложило одобрение заказов на поставку около 30 самолетов Boeing модели 737 нового поколения общей стоимостью около $1 млрд. Аналитики связывают это с ухудшением политических отношений между КНР и США после нашумевшего инцидента со столкновением военных самолетов двух стран.

Хотя китайские чиновники не говорят о политической подоплеке своего решения, а представители Boeing считают, что задержка продлится не более одного-двух месяцев, лизинговые компании, которые также ведут дела с китайской стороной, говорят о тотальной приостановке заказов. "Сегодня все заказы отложены", - заявил высокопоставленный менеджер одной из этих компаний.

Между тем Boeing не только считает Китай вторым по величине рынком сбыта для компании на период до 2019 г., но и рассчитывает на поставки в КНР для обеспечения стабильности производства в текущем и следующем году. На родном рынке Boeing - в США - количество заказов новых авиалайнеров быстро сокращается. В прошлом году Boeing поставил в Китай 19 самолетов, в текущем должен поставить 26, и при этом компания рассчитывает на дальнейший рост количества заказов с китайской стороны.

Помимо заказов на самолеты модельного ряда 737, которые должны были быть одобрены в начале мая, представители Boeing ведут с правительством КНР переговоры о поставке более вместительных самолетов общей стоимостью около $2 млрд. Однако эти переговоры вряд ли завершатся раньше чем в конце текущего года, и в Boeing надеются, что эти сроки не претерпят изменений.

Китайская сторона воздерживается от комментариев. Высокопоставленный чиновник госагентства China Aviation Supplies Import & Export, которое контролирует значительную часть сделок в авиасекторе, заявил, что в отношении заказа самолетов у Boeing возник ряд осложнений. "Я не могу прогнозировать будущее этих заказов", - сказал он.

Управляющий директор американской лизинговой компании China Aviation Marketing Питер Чан считает, что все заказы, решение по которым отложено, в конце концов будут одобрены правительством Китая. Среди клиентов China Aviation Marketing есть лизинговые компании Boullioun Aviation Services и Singapore Aircraft Leasing Enterprises, которые конкурируют с Boeing на китайском рынке. Впрочем, для Boeing есть и хорошие новости. Недавно госорганы одобрили приобретение компанией China Southern Airlines двух самолетов Boeing 747-400, которые будут поставлены в середине 2002 г. и будут использоваться на маршрутах в Японию и Европу. (WSJ, 15. 05. 2001)