Липпе Момба - рыбка счастья


Знакомьтесь: Липпе Момба, новая путеводная звезда корпоративной Америки. Плюшевая красно-сине-желтая рыбешка по цене $40 за штуку завоевала бешеную популярность, став, с позволения сказать, основным средством обучения менеджменту в американских корпорациях. Если позволить сотрудникам немного расслабиться и покидать друг в друга плюшевой рыбкой, можно коренным образом и навсегда изменить корпоративную культуру в отдельно взятой компании.

Fish! - не только разноцветная плюшевая игрушка. Это и книга, и видеокассета. Это двухдневные встречи, которые проводятся в летних лагерях. Это форум в Интернете, это отдельный сайт.

Пухлогубая рыбка смотрит на вас с футболок. Она вплывает в вашу жизнь в виде магнитов для холодильников, булавок для галстуков и авторучек. Fish! - это целая философия. Это особый образ жизни. Fish! - движение, победным маршем шагающее по американским компаниям.

Книга - манифест нового движения разошлась в Соединенных Штатах полумиллионным тиражом и уже вышла в Британии. Если верить информации, изложенной на сайте fishphilosophy.com, новую философию взяли на вооружение такие компании, как McDonald's, Amazon, Hewlett-Packard, Boeing, и даже Вооруженные силы США.

Единственное, чего, по-видимому, все же не хватает философии Fish!, - это рациональной составляющей, которую не удается обнаружить ни в материалах сайта, ни в книжке, которую можно прочитать менее чем за час.

Однако все по порядку. Все началось с того, что, прогуливаясь по Сиэтлу, один из авторов новой философии Джон Кристенсен услышал смех и восторженные возгласы. Он подошел ближе и оказался перед знаменитым рыбным рынком под названием Pike Place Fish.

Продавцы перебрасывались огромными скользкими рыбинами и ловили их, проявляя чудеса ловкости, вспоминает Кристенсен. Время от времени они предлагали покупателям, зачарованно наблюдающим за полетами рыб и голкиперскими бросками продавцов, перекинуться с ними тунцом или макрелью.

"Все улыбались, - изумленно говорит Кристенсен, - а кассиры работали в невероятном, бешеном ритме. Я был потрясен. Почему же я не могу добиться того, чтобы у меня в компании царила такая же энергичная и доброжелательная атмосфера? Присмотревшись повнимательнее, я понял, что несколько обыкновенных торговцев рыбой уже нашли и использовали в своей повседневной практике принципы, на поиски которых крупные корпорации каждый год тратят многие миллионы долларов".

И тогда Кристенсен, опытный специалист по обучению менеджменту руководителей компаний, подумал, что совершенно не обязательно торговать рыбой, чтобы любить свою работу и сеять вокруг себя радость и хорошее настроение.

Кристенсен поделился соображениями с двумя приятелями - не менее опытными специалистами по обучению руководящего персонала - Стивеном Ландиным и Гарри Полом. Поразмыслив, три приятеля сформулировали четыре основных правила, которые и легли в основу философии Fish!, проникшись которой каждый может стать таким же жизнерадостным, как рыботорговцы на Pike Place Fish.

Свод правил выглядит следующим образом.

Правило 1: Выбери себе настроение сам.

Правило 2: Играй.

Правило 3: Будь здесь.

Правило 4: Устрой сегодня кому-нибудь его день.

Ну что тут скажешь? Мало того что они попросту банальны и сформулированы весьма расплывчато, эти правила являются выражением доморощенной идеи развлечения на рабочем месте, от которой корпоративная Америка как будто бы должна была уже давно отказаться. Если следовать книжке, в офисах надо было бы развешать таблички: "Игровая площадка! Осторожно: взрослые дети! ".

С другой стороны, несомненное достоинство Fish! состоит в том, что, не означая ничего конкретного, эта философия фактически может означать все, что угодно. В одной компании, взявшей на вооружение Fish!, каждому сотруднику дали "рыбное" прозвище. В другой утверждают, что новая философия полностью изменила их работу с клиентами, в третьей - что философия Fish! способствовала усовершенствованию корпоративных методов управления. В четвертой компании результат от использования Fish! сравнивают с электрическим разрядом, в одночасье пронизавшим всю структуру организации.

Популярность новой философии менеджмента свидетельствует о том, что менеджеры больше не ждут простых и четко сформулированных идей. На самом деле им вообще не нужны никакие идеи. Успех Fish! обусловлен использованием сильного образа (летающей рыбы) в сочетании с принципом "Пусть тебе будет хорошо".

Все это напоминает эдакую довольно банальную историю любви. Как бы ни была трудна наша работа, мы согласно новомодному веянию в состоянии делать ее с любовью. "Сейчас я знаю, что моя бабушка не любила мыть посуду, - рассказывает на страницах книги один из рыботорговцев - приверженцев новой философской школы. - Однако она относилась к этому с любовью".

Все может быть, хотя верится в это с трудом. Впрочем, в книге не делается ни малейшей попытки доказать правильность декларируемых принципов. В то же время читателю, похоже, совершенно все равно. Любовь, рыба и радость создают сильнодействующий оптимистический коктейль, что само по себе весьма и весьма немаловажно, особенно в условиях снижения темпов экономического роста. (FT, 10. 09. 2001)